Глобализация: проблемная постановка РІРѕРїСЂРѕСЃР°. Рсторические РєРѕСЂРЅРё глобализации
Большинство из нас рано или поздно задаются вопросом: что представляет собой общество, в котором мы живем? Как осмыслить то, что происходит вокруг нас? Куда движется сегодняшний человек? Поиск ответов на эти вопросы – задача не из легких (ведь мы имеем дело с динамичной и изменчивой современностью, ускользающей от всяких определений, которые ограничивают ее свободу «рамками» слов), но выполнимая. Однако одни люди, нежелающие дойти до сути дела – попытаться изнутри понять сегодняшнее время, соглашаются жить в неразберихе взаимоисключающих понятий и представлений о нем. Другие, столкнувшиеся с противоречиями, занимают комфортную позицию, таким образом полагают, что сегодняшний человек видит только то, что хочет видеть. Третьи, напротив, настойчиво стремятся осознать, что происходит в современном мире, и в этих попытках неизбежно сталкиваются с таким понятием, как глобализация.
Трудно найти более модную на сегодняшний день тему. Своим появлением, которое пришлось на последнюю четверть ХХ века, глобализация породила огромные дискуссии среди ученых, политиков, бизнесменов, религиозных деятелей, людей искусства. Предметом дебатов служит буквально все – что такое глобализация, когда она началась, как она соотносится с другими процессами общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Несмотря на то, что о глобализации многое уже сказано и написано, все же обилие мнений, подходов и оценок не дает нам ясности в ее понимании. Глобализация оказалась трудным орешком не только для массового сознания, но и для научного анализа.
ВПонять сущность глобализации невозможно без обращения Рє ее истории, Рє предпосылкам, подготовившим ее появление. Р’ исследовании этого РІРѕРїСЂРѕСЃР° РјРѕР¶РЅРѕ выделить РґРІР° РїРѕРґС…РѕРґР°. Сторонники первого РїРѕРґС…РѕРґР° РІРёРґСЏС‚ глобализацию как непрерывный процесс межкультурного взаимодействия, последовательно менявший СЃРІРѕРё исторические формы: архаическую (охватывающую доиндустриальную СЌРїРѕС…Сѓ), прототипную (XVI-XVIII века), модерную (период после XVIII века) Рё постколониальную (середина РҐРҐ века). Р’ этом контексте глобализация предстает РЅРµ как сущностная черта современных процессов, Р° как некий тривиальный факт перемещения людей Рё результатов РёС… деятельности РїРѕ планете. Таким образом, глобализация есть лишь процесс исторической интеграции различных человеческих сообществ.
Р’ рамках второго РїРѕРґС…РѕРґР° глобализация понимается прежде всего как явление присущее современному РјРёСЂСѓ, качественно отличное РѕС‚ предшествующих ему исторических СЌРїРѕС…: «Осевого времени» – первой волны планетарной интеграции, взаимодействия великих культур древности: Китая, РРЅРґРёРё, Греции, Персии Рё Палестины (период между VIII-II веками РґРѕ нашей СЌСЂС‹), РќРѕРІРѕРіРѕ времени (СЌРїРѕС…Рё модернизации) РєРѕРіРґР° РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ динамической силой РјРёСЂРѕРІРѕР№ истории становится западная цивилизация, собственно Рё подготовившая РјРёСЂРѕРІСѓСЋ систему Рє тому, что сегодня РјС‹ называем глобализацией. Рта третья волна планетарного единения человечества являет СЃРѕР±РѕР№ исторически новый уровень общечеловеческого развития. Сторонники данного РїРѕРґС…РѕРґР° заключают, что верное понимание современной нам СЌРїРѕС…Рё, определение ее сущностной характеристики должно идти РЅРµ путем РїРѕРёСЃРєР° преемственности или сходства СЃ предшествующими этапами, Р° через выявление отличительных черт. Ведь каждое время живет своей Р¶РёР·РЅСЊСЋ.