Допуски и посадки подшипников качения по присоединительным размерам

Есть ли особенности в обозначении и расположении полей допусков присоединительных размеров подшипников качения?

Да, есть, и это обуславливает специфику посадок по этим размерам как в системах ОСТ, так и в ЕСДП. Числовые значения допусков на присоединительные размеры, характер их расположения относительно номинальных размеров отличаются от принятых в машино- и приборостроении для гладких соединений общего назначения.

Из приведенной схемы (рис.46) видно, что поля допусков D и d расположены одинаково в «минус» от линии номинальных размеров. Поле допуска lD на наружный диаметр D подшипника располагается аналогично полю допуска вала h и обозначается l0...l2 в зависимости от класса точности подшипника. Поле допуска ld на диаметр d отверстия подшипника располагается не в «плюс» от линии номинальных размеров (как у основного отверстия Н), а в «минус» и обозначается L0...L2 в зависимости от класса точности подшипника. Такая аномалия в расположении поля допуска по внутреннему диаметру d, являющемуся основным отверстием, позволяет получить из основных отклонений переходных посадок системы ЕСДП ряд посадок с натягом, которые обеспечивают нормальную работу подшипника и которые нельзя получить из основных отклонений от Р до ZC.

Посадки с зазором с основными отклонениями h и g при этом превращаются в переходные с небольшим средневероятным зазором Sm.

Для получения различного характера соединений подшипника качения с сопрягаемыми деталями стандарт устанавливает поля допусков посадочных мест валов и отверстий корпусов (см. рис.46).

Есть ли отличие подшипниковых посадок от обычных посадок цилиндрических соединений?

Да, есть. Для посадок подшипников качения характерны сравнительно небольшие натяги - зазоры, так как момент, стремящийся сдвинуть кольцо подшипника относительно посадочных мест, является моментом трения качения и относительно невелик.

Рис.46. Схема расположения полей допусков колец подшипника (кл.точн. 0,6) и сопрягаемых с ним деталей

 

Наружный диаметр D и диаметр отверстия d подшипника, хотя и приняты соответственно за диаметр основного вала и основного отверстия, но в сочетании со стандартными полями допусков валов и отверстий в корпусах образуют специальные подшипниковые посадки с величинами зазоров и натягов, отличными от посадок ЕСДП.