II. Период выбора профессии.

I. Допрофессиональное развитие.

1. Стадия предигры (от рождения приблизительно до трех лет).

В это время происходит овладение ребенком в процессе общения со взрослыми сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью, усвоение некоторых манипулятивных, соотносящих, орудийных действий с общественно выработанными предметами, важнейших правил поведения и моральных оценок.

2. Стадия игры (от 3 до 7-8 лет).

На данной стадии происходит овладение ребенком «основными смыслами» человеческой деятельности, межлюдскими отношениями и соответствующими действиями в системе организуемых взрослыми сюжетно-ролевых, дидактических, коллективных игр с правилами, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и при выполнении отдельных трудовых и учебных заданий.

На данном возрастном этапе происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности. В играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом и т.п.) и узнает, что для этого надо учиться. Формируется готовность к школьному обучению.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 7-8 до 11-12 лет).

На данном возрастном этапе интенсивно начинают развиваться способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности. Происходит освоение новых социальных требований и межлюдских отношений, связанных со школьным режимом дня, включенностью в системы «учитель-ученик», «ученик-соученик», «ученик младшего класса - ученик старшего класса» и т.д.

4. Стадия оптанта, или оптации (от лат. optatio – желание, выбор) (подростковый возраст и ранняя юность).

Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный; как отмечает сам Е.А. Климов, «оптация – это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессию.

Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре деятельности (в его самосознании) – реалистического представления о некоторой референтной профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения.