Посольское право (jus legaiionis) в Риме

He останавливаясь подробно на изучении римского посольского права, отметим в кратких чертах наиболее характерные его особенности.

I. Древность не знала постоянных посольств, и римляне также отправляли временные посольства с специальной целью, по выполнении которой послы возвращались обратно домой.

II. Каждое посольство состояло из нескольких лиц (2, 3, 10 и даже более), и этот обы­чай, сохранившийся и в течение средних веков, имел свои выгодные стороны. Послы могли совместно совещаться и оказывать друг другу некоторую помощь тем более, что ведение переговоров иногда требовало и совершения известных религиозных обрядов (например, при заключении договора). Если посольство состояло из многих лиц, зани­мающих высокое положение в своем отечестве, то к нему относились с особым внима­нием, и это считалось выражением уважения к тому народу, к которому отправлялись послы.

Послами могли быть как духовные (фециалы), так и светские лица (сенаторы). Право назначения послов принадлежало народу, сенату и должностным лицам, облеченным особыми полномочиями (консулам, диктатору, полководцу), а во времена Империи - императору.

III. Личность посланников была неприкосновенна, и они состояли под охраной богов и права международного. Об этом свидетельствуют историки (Цезарь – Caes. B.G. III. 9, Непот – Nep. Pelop. 5, Тацит- Hist. III. 80 и Тит Ливий), юристы и философы (Помпоний, Цицерон и др.). По словам Тита Ливия, неприятельские послы, даже замеченные в совершении неприязненных действий, счита­лись римлянами неприкосновенными из уважения к той охране, которая обеспечивалась за ними международным правом. Так смотрел на этот вопрос и известный полководец Сципион. Когда ему сказали, что карфагеняне дурно обращались с римскими послами, он ответил, что не следует так поступать с послами Карфагена, ибо это недостойно было бы (традиционного) образа действий римского народа (XXX. 25). О неприкосновен­ности послов говорит и известный юрист Помпоний, и его слова в этом отношении за­служивают особенного внимания. «Если бы кто-либо оскорбил действием неприятель­ского посла, то таковое деяние признается нарушением международного права (contra jus gentium id commissum esse existimatur), ибо послы считаются неприкосновенными (quia sancti habentur legati). Потому-то, если бы у нас находились послы от какого-либо народа, которому объявлена война, и было решено, чтоб они оставались свободными, ибо это согласно с международным правом (id enim juri gentium conveniens esse), и тот, кто ос­корбил бы посла, должен быть выдан неприятелю, от которого посол был прислан. Такой ответ давал несколько раз Квинт Муций». Решение вопроса об оскорблении послов и определение наказания принадлежало фециалам, они же заведовали выдачей виновных оскорбленному государству и совершали при этом необходимые религиозные обряды.