Физические явления, происходящие при превышении максимальной скорости полета
При превышении максимально-допустимой скорости полета на лопастях НВ в ази-муте 270° на концевых элементах происходит срыв потока, а на комлевых увеличивается зона обратного обтекания, в азимуте 90° налопастях НВ образуются местные скачки уп-лотнения (рис 4). Эти явления ухудшают аэродинамическое качество НВ. Наибольший отрицательный эффект вызывает срыв потока.
В азимуте 270° отступающие лопасти машут вниз и появляется дополнительный поток воздуха снизу Vвзм, кроме того, эффективная скорость потока при обтекании элемента лопасти уменьшается:
Vэф = ω r – Vпол
Эти два явления приводят к увеличению угла атаки лопасти в азимуте 270°, на концевых элементах он может превысить критическое значение и появится срыв потока.
8.5.4.2 Условия, при которых возникает срыв потока.
Срыв потока происходит при превышении максимально-разрешённой скорости полёта, его появлению способствуют:
1 большая высота (уменьшается плотность воздуха, усиливаются маховые движения лопастей, для полёта требуется увеличить шаг НВ);
2 большая полётная масса (требуется большая мощность, большие установочные углы лопастей);
3 уменьшение частоты вращения НВ (усиливаются маховые движения лопастей, уменьшается эффективная скорость обтекания лопастей в азимуте 270°).
Рис 4 Превышение максимально-допустимой скорости полёта
8.5.4.3 Признаки возникновения срыва потока.
1 Тряска вертолёта.
2 Кренение вертолёта вправо и кабрирование.
3 Ухудшение управляемости.
4 При дальнейшем развитии срыва потока – усиление раскачки, полная потеря управляемости.
8.5.4.4 Действия пилота при возникновении срыва потока.
Действия пилота должны быть направлены на уменьшение маховых движений лопастей, на уменьшение углов атаки:
1 плавно уменьшить установочные углы лопастей, незначительно опустив рычаг «шаг-газ»;
2 уменьшить скорость полёта взятием РЦШ «к себе».