Стандартизация процессного описания
Процессы организации можно разделить на 2 группы:
1. основные процессы;
2. вспомогательные процессы.
Основные процессы лежат на пути следования продукции. Сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в виде материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.).
Кроме основных процессов в организации существуют еще ивспомогательные процессы. Эти процессы напрямую не контактируют с продукцией и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов. К таким процессам относятся:
· процесс подготовки, обучения и аттестации персонала;
процесс управления документацией (данный процесс устанавливает порядок разработки, утверждения и ведения документации, регламентирующей деятельность организации и ее отдельных подразделений, который обеспечивает эффективную работу всех процессов);
· процесс/процессы обеспечения.
Итак, бизнес-процессы существуют внутри каждой организации, вне зависимости от того, какой продукт или услугу она производит. Однако, в большинстве организаций, внутреннее состояние можно охарактеризовать следующим образом:
бизнес-процессы либо очень фрагментированы, либо границы процессов определены не корректно;
бизнес-процессы не формализованы и не описаны, то есть не имеют установленного способа выполнения действий (процедуры);
не всегда понятно, кто же отвечает за результат процесса (бизнес-процессы не имеют своего владельца (хозяина), либо владелец (хозяин) не имеет полномочий для проведения корректирующих и предупреждающих действий или очень опосредованно влияет на выделение ресурсов, в том числе и финансовых);
недостаточность или переизбыток точек контроля (или согласования) внутри бизнес-процесса, что, при отсутствии контроля приводит к хаосу и неуправляемости, а, при их избытке, к бюрократизации системы;
информационное обеспечение бизнес-процессов неэффективно (нарушены целостность, полнота, своевременность поступления информации).
В то же самое время, к процессному управлению чаще всего обращаются руководители организаций, которые имеют потенциал для роста и развития, но этот потенциал близок к истощению. И это вполне понятно: процессный подход рассматривается как одно из возможных средств улучшения деятельности организации.
Поэтапно действия при внедрении процессного подхода в организации, должны выглядеть следующим образом:
Определение сети процессов организации и её отражение в карте бизнес-процессов в соответствии с классификацией.
Ранжирование процессов (по значимости для организации) для формирования плана описания процессов организации.
Документирование процедуры процесса, то есть, регламентация его работы. Для этого необходимо будет учесть все входы и выходы процесса, документы, регламентирующие работу бизнес-процесс, механизмы процесса (персонал, программное обеспечение и оборудование, используемое в рамках процесса), ресурсы, потребляемые процессом, определить должностное лицо, ответственное внутри организации за работу процесса, систему показателей по процессу.
Разработка модели бизнес-процесса.
Определение показателей эффективности и результативности.
Далее утверждение технологий и показателей руководителем организации.
В результате выполненной работы, организация получает документацию по процессам в формате «как есть». Как правило, при моделировании и описании процессов выявляется фрагментарность и «узкие» места в технологии, отсутствие или дублирование отдельных видов работ внутри организации. При глубоком анализе полученной информации выявляются и несоответствия и «белые пятна» в карте процессов организации.
Процессный подход. Принципы стандартизации деятельности. Описание бизнес-процессов
Программа семинара:
1. Принципы стандартизации
Совершенствование деятельности при помощи стандартизации
o подход к прогрессу;
o инновации и постоянное совершенствование;
Разработка стандартов, их поддержание и совершенствование
o PDCA применение и развитие;
o SDCA и его взаимосвзять с PDCA.
Стандартизация деятельности и результатов
2. Реализация процессного подхода в организации
Процессный подход. Совершенствование процессов
Способы описания процессов
Цели и показатели процесса
Пример описания процессов и создание системы процессов организации
Форма сбора данных описания процессов (задание уполномоченным)