Условия пользования национальной системой преференций.
Сертификация происхождения товара.
Национальная система преференций.
План лекции.
Лекция 5.
В таможенном регулировании ВЭД проблема определения страны, из которой происходит тот или иной товар, или как говорят «страна происхождения товара» получила особое практическое значение в связи с развитием экономических интеграционных процессов, созданием многочисленных зон беспошлинной торговли, формированием таможенных союзов, подписанием различных международных договоров и т.д., а проще говоря, в связи с введением таможенных льгот для отдельных стран по тем или иным причинам: экономическим, политическим и т.п.
Понятие таможенных преференций, т.е. таможенных льгот появилось в конце прошлого века. Это более благоприятный, чем обычно, таможенный режим, представляемый какой либо страной товарам, поступающих из некоторых стран или групп стран.
Преференции чаще всего представляли собой понижение пошлин и таким образом выражала привилегию, получаемую от данной страны тем или иным партнером.
Экономический смысл таможенных преференций состоял в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабой в экономическом отношении колонии путем установления низких таможенных пошлин или вообще беспошлинной торговли между колонией и метрополией.
Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия и США, для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения.
В начале 50-х годов усилилась борьба развивающихся стран за создание неколониальной системы экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми странами.
В середине 60-х годов ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки выступили ЮНКТАД за создание для них системы таможенных преференций нового типа с целью развития собственной промышленности за счет экспортных льгот на рынках развитых стран.
В период 1971-1975 гг. таможенные преференции нового типа получившие известность под названием «Общей системы преференций», были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки. Таможенные преференции предоставлялись в одностороннем порядке в виде полного или значительного снижения пошлин. Их получателями стало подавляющее большинство развивающихся стран. Преференциальный режим был введен на 10-летний срок.
В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и СССР подписали между собой Соглашение и, по существу, присоединились к правилам «Общей системы преференций».
Согласно этим Соглашениям (об унифицированных правилах, определяющих происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций) стороны автономно определяют перечень развивающихся стран, на которые распространяются преференции, размер этих преференций, а также перечень наименее развитых стран, для которых устанавливается беспошлинный режим.
В России национальной системой преференций пользуются следующие территории, страны или группы стран:
1. Зона свободной торговли (г.Калининград);
2. Страны сообщества: Россия и Белоруссия;
3. Страны таможенного союза: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия;
4. Наименее развитые страны из числа развивающихся стран (47 стран);
5. Развивающиеся страны (104);
6. Страны, которым Россия оказывает режим наибольшего благоприятствуя (127);
Как видно из этого перечня в основе системы преференций России лежат различные интересы и различные причины и формы их применения.
Важнейшим элементом в этой системе является определение страны происхождения товара, ибо от того, где произведен товар, зависит и степень преференций.
Порядок определения страны происхождения товара устанавливается Правительством РФ. Конкретно критерии происхождения и процедура документального подтверждения их соблюдения зависит от того, каким именно странам представляются те или иные преференции.