Особенности формирования английского романтизма

Идеи романтизма в живописи западной Европы

II. Проблема национального пейзажа в искусстве Англии

Определение понятия романтизма

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале

XIX века Европе и продолжается до 40-х годов XIX века.

• прилагательное «романтический» появилось в Англии

около середины 17 века для обозначения чего-то экстравагантного,

фантастического и нереального (как в рыцарских романах, например)

Романтизм не является художественным стилем так как не выробатал

художественных приемов, но проявился во всех национальных культурах и

во всех видах искусства – литературе, живописи, архитектуре, музыке,

философии и даже науке.

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология

бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в

произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”.

Причины возникновения Романтизма (дополнение к таблице)

1. социально – политические: Французская революция 1789 – 1794, наполеоновские войны

2. Экономические: Промышленный переворот, развитие капитализма

3. Формируется под влиянием классической немецкой философии

4. Сложился на основе и в рамках Просвещения и сентиментализма

 

Идеи Романтизма

Романтизм это многогранное явление, представленное самобытными личностями, при этом эстетически имеет одни и те же идеи

1.Уникальность личности.

Личность романтика уникальна. Внимание романтиков сконцентрировано на уникальности личности, отсюда возникает культ гения

2. Конфликт личности и общества

Романтики не приемлют буржуазный мир, с его меркантильными, прагматичными ценностями, так как главное для личности его чувства, переживания.

3. Интерес к миру чувств человека

4. Дуализм мышления – двойственность во всем

сосуществование двух миров – мира видимого и потустороннего

двойственное отношение к добру и злу – разрабатывается тема зла

5. Историзм

Он был сформирован Гердером, который стоит во главе группы «Бури и натиск». Исследовал творчество Гомера и Шекспира, эпоху средневековья, и пришел к выводу, что это одна из интереснейших страниц в истории.

6. Тема фантастики

7. Ориентализм

Романтики используют восточные мотивы, так как их привлекает все необычное.

В разных странах он приобретает очень разные черты, и все же есть ряд особенностей, которые в большей или меньшей степени присущи всему романтическому искусству.

 

 

Английское искусство последней четверти XVIII - первой трети XIX столетия вливается в мировое искусство со своим национальным лицом, своим восприятием действительности, мировоззрением и своей формальной системой.

Подъем национального самосознания, явившийся следствием формирования английской буржуазной нации, получил в начале XIX века толчок для дальнейшего развития в результате длительных войн против Наполеона. Отражением этого явления было усиление национального своеобразия изобразительного искусства.

Причины раннего появления идей романтизма в Англии

1. В Англии ранее, чем в других странах Европы сложилось буржуазное общество – раньше приходит разочарование в этом прагматичном обществе, что нашло свое отражение в творчестве художников и поэтов так называемого предромантизма

«На много десятилетий раньше, чем на континенте, на службу победившей буржуазии ставятся пози­тивные науки и технический прогресс, решитель­но все рассматривается с точки зрения практиче­ской выгоды и доходов, и это вызывает у некото­рых английских романтиков ненависть к рассудоч­ности рационалистических построений, к трезвой обыденности точных наблюдений» 1

2. В литературе поиски философского осмысления мира и рано пробудившийся интерес к природе, сочетавшийся с эмоциональным ее восприятием, вызвали к жизни тенденции, не только связанные с сентиментализмом, но и предвосхищающие последующее развитие романтизма.

•его ярким проявление еще в первой половине столетия можно считать

«Времена года» Джеймса Томсона, опубликованные между 1720-ми и

1730-ми годами.

« Характерно, что Томсон внима­тельно следил за оптическими исследованиями Ньютона и даже посвятил его памяти поэму, где подробно описываются два пейзажа — с раду­гой и заходом солнца — для показа справедливо­сти «законов отражения» и «дополнительных цве­тов», открытых Ньютоном.» 2

•с предромантизмом в английской литературе связаны «Ночные думы»

Эдварда Юнга (1742-1744), оказавшие большое влияние на развитие

романтического миросознания и за пределами Англии, прежде всего в

Германии, а несколько позже – такие сочинения Томаса Грея, как

знаменитая «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751) и «Бард» (1757).

3. Культ естественной природы, истоки которого восходят к поэзии натуральной школы и литературе сентиментализма, приобрел особое выражение в английской художественной культуре на рубеже XVIII и XIX столетий.

___________________________________________________

1,2 Некрасова, Е.А.Романтизм в английском искусстве:очерки.-М.: Искусство,1975м ст3,11

 

•в природе не тронутой приметами буржуазной цивилизации искали и

находили гармонию и высокие поэтические ценности.

•мирная сельская жизнь стала предметом особенного внимания и

источником вдохновения для поэтов.

•в этом смысле программными можно назвать «Лирические баллады»

Вордсворта и Кольриджа – поэтов «озерной школы».

•считали, что именно искусство призвано открыть людям красоту

естественной природы.

•английская живопись и графика с честью выполнили эту миссию

4. Предромантические и романтические проявления в английской живописи и графике развивались параллельно с аналогичными тенденциями в литературе, прежде всего в поэзии.

•именно в пейзаже линия предромантизма, а затем и романтизма,

прослеживается наиболее последовательно, начиная с такого

специфического английского явления, как пейзажный сад.