Группы Usenet

Подписка подразумевает процедуру оповещения пользователя о появлении новых статей по интересующей его теме. Сообщение оформляется в соответствии со стандартом почтового сообщения Internet. Фактически Usenet выполняет функции периодического издания или избирательного распределения информации. Неко­торые группы имеют редакторов, которые «просеивают» посту­пившие статьи на предмет включения в список статей телеконфе­ренции. Система Usenet не является эквивалентом электронной почты, хотя для многих отечественных пользователей понятия телеконференция и электронная почта практически неразличимы.

Имена доменов для групп новостей могут принадлежать к одной из нескольких категорий верхнего уровня. Ниже перечис­лены самые распространенные категории:

• alt — обычно частные темы; могут иметь сомнительное содержимое;

• сошр — темы, посвященные компьютерам;

• misc — темы, не относящиеся ни к одной из стандартных категорий;

• news — информация о группах новостей;

• гес — различные развлекательные темы;

• sci — научные темы;

• soc — социологическая и культурная тематика;

• talk — зависит от названия: политика, религия, социаль­ные вопросы, текущие события и т. д.

Новости разделены по иерархически организованным тема­тическим группам, и имя каждой группы состоит из имен под­уровней иерархии, разделенных точками, причем более общий уровень пишется первым.

В настоящее время известно несколько тысяч групп Usenet — от телеконференций по программному обеспечению до вопросов этики или коллекционирования почтовых марок. В руководстве «Guide to Network Resource Tools» ассоциации EARN утверждает­ся, что ежедневный объем новой информации в рамках Usenet составлял на 20 мая 1994 г. около 60 Мбайт.

С точки зрения структуры информационного ресурса Usenet организована как иерархический каталог, узлами которого явля­ются группы новостей. Сообщения в группе обычно не задержи­ваются более нескольких дней (стандартное значение по умолча­нию — 5). Существует около десятка групп верхнего уровня, которые имеют свои подгруппы. Проиллюстрировать такую ор­ганизацию можно на примере группы сошр (компьютеры и ком­пьютерные технологии) на рис. 6.10. В Internet существует не­сколько информационных ресурсов, аналогичных Usenet, на­пример Listserv и BBS, однако ни один из них не организован как распределенная файловая система. Последнее означает, что в BBS или Listserv для каждой тематики выделена ЭВМ, к кото-

Рис. 6.10. Принцип построения групп Usenet

 

рой обращаются удаленные пользователи. В Usenet нет цен­трального места хранения, и информация обращается по цепи «клиент — сервер — сервер — клиент».

Пользователь осуществляет подписку на одном из серверов Usenet, который террирориально ближе для него (обычно это ма­шина, на которой расположены все информационные ресурсы организации или учебного заведения). По мере поступления но­вых сообщений от пользователей серверы обмениваются между собой этой информацией. Пользователь может подписаться на любом сервере на любую группу новостей. Последний факт прин­ципиально отличает Usenet от систем BBS и Listserv, где подписка осуществляется на машине, которая реально ведет списки сооб­щений. Каждый сервер ведет список подписчиков и список теле­конференций, на которые осуществлена подписка.

Первые версии системы появились в 1979 г. в Университете штата Северная Каролина и функционировали на основе межма­шинного Unix-протокола UUCP. В 1986 г. система была впервые реализована на основе нового специального протокола обмена новостями Network News Transfer Protocol (NNTP — RFC-977).

Клиенты сервера n Рис. 6.11. Схема взаимодействия серверов Usenet

 

Этот протокол позволил реализовать обмен сообщениями в рам­ках Usenet на основе TCP/IP. С этого момента стало возможным перейти к использованию интерактивного диалога при передаче новостей между серверами Usenet и реализовать просмотр ново­стей без использования электронной почты. Современная орга­низация системы серверов Usenet иллюстрируется на рис. 6.11.