Конституционно-правовые режимы

Метод характеризует общее направление конституционного регулирования и не дает представления обо всех его особенностях. При регулировании самых разнообразных конституционных ситуаций требуется более точная характеристика используемых средств регулирования. Для этой цели в науке КП выработано понятие правового режима – специфический режим (вид) ПР конст.отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, стимулов, ограничений и др.). КПРежим выражает степень жесткости КПР, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. КП режим может включать все способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их правовом сочетании воедино. Так, в сфере регулирования статуса органов ГВ приоритетным является централизованный, императивный метод, возложение обязанности – превалирующим способом, а разрешительный тип – господствующим, то в сфере федеративных отношений наряду с применением централизованных средств регулирования значительная роль отводится децентрализованному методу, диспозитивным правовым средствам, внедрению общедозволительного порядка регулирования. Особенность КПРежима определяется юр.средствами обеспечения конституционного поведения – использование позитивных стимулов такого поведения или мер принудительного воздействия – Ю/О, мер правовой защиты, превентивных и иных средств гос.принуждения. КПРежим вводится законодательно. На режим указывается в специальных оговорках законодателя или в общих положениях законодательного акта.

В зависимости от доминирующих в правовых режимах определенных юрид.средств они могут бут быть либо стимулирующими либо ограничивающими. 1 – е создают благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов (режим наибольшего благоприятствования), а 2-е – нацелены на их комплексное сдерживание (напр., режим реторсий при регулировании пр.статуса иностранцев). Использование конкретного режимазависит от различных обстоятельств, напр., от субъектов отношений.(категории заявителей – общий или упрощ. Порядок приема в гражданство).

Разнообразие КПРежимов зависит от законодательной политики от законодательной политики и определяется технико-юридическими особенностями конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Его компоненты: общее правило, исключения из него (исчерпывающий перечень, чаще всего: напр., ст. 16 Закона о гражданстве по отклонению заявлений о приеме в гражданство).

Путем установления исч. Перечня можно достигнуть высокой степени точности в регулировании отношений, очертить строгие рамки поведения субъектов отношений, исключить споры о компетенции (полномочий ОГВ – Президента – ст. 83, КС – ст. 125 и др., Федерации – ст. 75)

 

Необходимым элементом освоения данной дисциплины является ознакомление, изучение содержания действующих федеральных конституционных законов и федеральных законов. В качестве общей ко всем темам рекомендуется следующая литература.