Исторический путь развития американской элиты
Относительная значимость трех верхушек во властвующей элите исторически меняется: Миллс выделяет 5 периодов в развитии американской элиты:
Третий период (от гражданской войны до «Нового курса»): возвышение корпораций — главенствующая роль экономической элиты: ее вторжение в сферу деятельности правительства, контроль над партиями, конгрессом и правительством. Военная элита подчинена политической, политическая — экономической.
Четвертый период (30-е годы: годы «Нового курса»): главенствующая роль переходит к государству (политической верхушке).
Пятый период (2-я мировая война и после): «возвышение военщины» — проникновение военной верхушки в сферы деятельности корпораций и правительства: распространение милитаристской философии, подчинение всех институтов запросам и интересам военного ведомства.
1955 г. — на военные нужды направлялось две трети бюджетных средств.
Миллс о современном «массовом обществе»
Инертное общество: обратная сторона обособления властвующей элиты.
Исчезновение «общественности» (public): «Вопросы, определяющие судьбы людей, не ставятся ныне и не решаются широкой общественностью». — Ключевые для общества решения принимаются элитой, зачастую вовсе без оглядки на общественность.
= Растет пропасть между элитой и управляемым населением.
Риторические рассуждения о демократии — «серия вымыслов».
Огромную роль здесь играют СМИ: на место демократического обсуждения и принятия решений приходят авторитарные механизмы принятия решений, опирающиеся на технологии пропагандистской обработки и формирования «общественного мнения».
Рынок мнений монополизирован: на место многочисленных независимых производителей мнений пришли несколько крупных монополистов. Итог: всеобщее душевное невежество, отупение, утрата жизненных ориентиров и критериев, торжество аморальности, крушение разума, общая атмосфера неуверенности и бессилия.
Аналогичную функцию выполняет также система образования.
«Аморальность в верхах»: структурная проблема. — Само общество устроено так, что для достижения успеха человек вынужден отбросить мораль; нравственные ориентации зачастую оказываются губительными для карьеры.
В низах аналогичной структурной проблемой является «обывательский макиавеллизм».
В обществе, где единственным бесспорным мерилом преуспевания (и ценности человека) являются деньги, иначе быть и не может.