ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ
КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА
Вокально-инструментальные произведения: около 300 духовных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратория; «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», Месса си минор («Высокая месса»), 4 короткие мессы.
Арии и песни — из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах.
Для оркестра и оркестра с солирующими инструментами:
6 Бранденбургских концертов; 4 сюиты («увертюры»); 7 концертов для клавесина (клавира) с оркестром; 3 концерта для двух клавесинов с оркестром; 2 концерта для трех клавесинов с оркестром; 1 концерт для четырех клавесинов с оркестром; 3 концерта для скрипки с оркестром; концерт для флейты, скрипки и клавесина.
Произведения для скрипки, виолончели, флейты с клавиром (клавесином) и соло: 6 сонат для скрипки и клавесина; 6 сонат для флейты и клавесина; 3 сонаты для виолы да гамба (виолончели) и клавесина; трио-сонаты; 6 сонат и партит для скрипки соло; 6 сюит (сонат) для виолончели соло.
Для клавира (клавесина): 6 «английских» сюит; 6 «французских» сюит; 6 партит; Хроматическая фантазия и фуга; Итальянский концерт; Хорошо темперированный клавир (2 тома, 48 прелюдий и фуг); Гольдберговские вариации; Инвенции для двух и трех голосов; фантазии, фуги, токкаты, увертюры, каприччио и др.
Для органа: 18 прелюдий и фуг; 5 токкат и фуг; 3 фантазии и фуги; фуги; 6 концертов; Пассакалья; пастораль; фантазии, сонаты, канцона, трио; 46 хоральных прелюдий (из Органной тетради Вильгельма Фридемана Баха); «Шюблеровские хоралы»; 18 хоралов («Лейпцигские»); несколько циклов хоральных вариаций.
Музыкальное приношение. Искусство фуги.
In Fine.
1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тю-рингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха.
1693—1695 — Обучение в школе.
1694 — Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт. Вто-
ричная женитьба отца.
1695 — Смерть отца; переезд к старшему брату Иоганну Христо-
фу в Ордруф.
1696 — начало 1700 — Обучение в Ордруфском лицее; занятия пе-
нием и музыкой.
1700, 15 марта — Переезд в Люнебург, зачисление стипендиатом (певчим) в школу церкви св. Михаэля.
1703, апрель — Переезд в Веймар, служба в капелле «Красного
замка». Август — Переезд в Арнштадт; Бах — органист и учитель пения.
1704, апрель — Исполнение первой кантаты собственного сочи-
нения.
1705—1706, октябрь — февраль — Поездка в Любек, изучение органного искусства Дитриха Букстехуде. Конфликт с консисторией Арнштадта.
1707, 15 июня — Утверждение в должности органиста в Мюль-
хаузене. 17 октября — Женитьба на Марии Барбаре Бах.
1708, весна — Издание первого произведения, «Выборной кантаты».
Июль — Переезд в Веймар на службу придворным органистом герцогской капеллы.
1710, 22 ноября — Рождение первого сына, Вильгельма Фридема-на (будущего «галльского Баха»).
1714, 8 марта — Рождение второго сына, Карла Филиппа Эмма-
нуеля (будущего «гамбургского Баха»). Поездка в Кас-сель.
1715, 11 мая — Рождение третьего сына, Иоганна Готфрида Берн-
гарда.
1717, июль — Бах принимает предложение кётенского князя Леопольда стать капельмейстером придворной капеллы.
Сентябрь — Поездка в Дрезден, его успех как виртуоза.
Октябрь — Возвращение в Веймар; прошение об отставке, по распоряжению герцога арест с 6 ноября по 2 декабря. Переезд в Кётен. Поездка в Лейпциг.
1720, май — Поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. Начало
июля — Смерть жены Марии Барбары.
1721, 3 декабря — Женитьба на Анне Магдалене Вильке.
1723, 7 февраля — Исполнение в Лейпциге кантаты № 22, как испытание на должность кантора Томаскирхе. 26 мар~ та — Первое исполнение «Страстей по Иоанну». Май — Вступление в должность кантора церкви св. Фомы и преподавателя школы.
1729, февраль — Исполнение «Охотничьей кантаты» в Вейсен-
фельсе, получение звания придворного саксен-вейсенфель-ского капельмейстера. 15 апреля — Первое исполнение «Страстей по Матфею» в Томаскирхе. Разногласия с советом Томасшуле, а затем с магистратом из-за порядков в школе. Бах руководит Телемановским студенческим кружком, Collegium musicum.
1730, 28 октября — Письмо бывшему школьному товарищу
Г. Эрдману с описанием невыносимых обстоятельств жизни в Лейпциге.
1731, январь — Сын Карл Филипп Эммануель поступает чембали-
стом в Томаскирхе.
1732 — Исполнение «Кофейной кантаты». 21 июня — Рождение сына Иоганна Христофа Фридриха (будущего «бюкке-бургского Баха»).
1734, конец декабря — Исполнение «Рождественской оратории».
1735, июнь — Бах с сыном Готфридом Бернгардом в Мюльхаузе-
не. Сын выдерживает испытание на должность органиста. 5 сентября родился последний сын Иоганн Христиан (будущий «лондонский Бах»).
1736 — Начало двухлетней «борьбы за префекта» с ректором Томасшуле И. Эрнести. 19 ноября в Дрездене подписан декрет о присвоении Баху звания придворного королевского композитора. Дружба с русским послом Г. Кейзерлин-гом. 1 декабря — Двухчасовой концерт в Дрездене на органе Зильбермана.
1738, 28 апреля — «Ночная музыка» в Лейпциге. Бах завершает
сочинение «Высокой мессы».
1739, 27 мая — Смерть Иоганна Готфрпда Бернгарда в Иене.
1740 — Бах прекращает руководство «Музыкальной коллегией».
1741 — Летом Бах у сына Эммануеля в Берлине. Поездка в
Дрезден.
1742 — Выход в свет последнего, четвертого тома «Упражнений
для клавира». 30 августа — Исполнение «Крестьянской кантаты». 1745 — Испытание в Дрездене нового органа.
1746 — Сын Вильгельм Фридеман поступает директором городской музыки в Галле. Поездка Баха в Цшортау и На-умберг.
1749, 20 января — Обручение дочери Элизабет с учеником Баха
Альтниколем. Начало сочинения «Искусства фуги». Ле~ том — Болезнь, слепота. Иоганн Фридирх поступает в капеллу Бюккебурга.
1750, январь — Неудачные операции на глазах, полная слепота.
Сочинение контрапунктов «Искусства фуги» и фуги на тему В—А—С—Н. Завершение обработки хоралов.
28 июля — Кончина Иоганна Себастьяна Баха.
31 июля — Похороны у церкви св. Иоанна.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Б а з у н о в С. А. И. С. Бах, его жизнь и музыкальная деятельность. Спб., 1894.
В е сс е л е р Г. Бах как новатор. Сб. «Избранные статьи музыковедов Германской Демократической Республики». Сост. Н. Но-тович. Пер. с нем. М., 1960.
Бэлза И. Высокая месса. Вступительная статья к изданию: Бах И. С. Месса си минор. Переложение для пения с фортепьяно. М., 1955.
Вольфрум Ф. Иоганн Себастьян Бах. Вступительная статья Е. Браудо. Пер. с нем., т. 1—2. Пб. — М., 1912.
Галацкая В. С. и И. С. Бах. М., Музгиз, 1958.
Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1. М., «Музыка», 1967, с. 49—133.
Друскин М. С. Пассивны Баха. Л., «Музыка», 1972.
Кершнер Л. Народно-песенные истоки мелодики Баха. М., 1959.
Конен В. Бах Иоганн Себастьян. «Музыкальная энциклопедия», т. 1. М., «Советская энциклопедия», 1973, с. 353—364.
Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. М.—Л., Госмузиздат, 1940, с. 386—449.
Ливанова Т. Драматургия Баха и ее исторические связи. Ч. I. Симфонизм. М.—Л., 1948.
«Материалы и документы по истории музыки», т. II, XVIII век. Пер. с нем. Под ред. М. В. Иванова-Борецкого. М., 1934.
Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха и особенности его исполнения. М., «Музыка», 1967.
«Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков». М., «Музыка», 1971.
Розенов Э. К. И. С. Бах (и его род). М., 1912.
Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. первый. До середины XVIII века. Издание 3-е. М., «Музыка», 1973, с. 406—533.
Ройзман Л. Современная органная культура и ее своеобразие. Сб. «Вопросы музыкально-исполнительского искусства», вып. 5. М., «Музыка», 1969.
Форкель Иоганн Николаус. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. Пер. с нем. Е. Сазоновой.
Редакция, послесловие и комментарии Н. Копчевского. М., «Музыка», 1974.
X а м м е р ш л а г Я. Если бы Бах вел дневник. Будапешт, «Корвина», 1965.
X у б о в Г. Н. Себастьян Бах. Издание 4. М., Госмузиздат, 1963.
Швейцер Л. И. С. Бах. Пер. с нем. Я. С. Друскина, редакция перевода и послесловие М. С. Друскина. М., 1964.
Ямпольский И. М. Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха. М„ 1963.
Bach-Dokumente, Herausgegeben vom Bach-Archiv Leipzig, Band I, Schriftstiicke von der Hand Iohann Sebastian Bachs. Vorgeiegt und erlautert von W. Neumann und H.—J. Schulze. Leipzig, 1963. Band II, Fremdschriftliche und gedruckte Dokumente zur I phensgeschichte I. S. Bachs, 1685—1750. Leipzig, 1969. Band III,Dokumente zum Nachwirken I. S. Bachs, 1750—1880. Leipzig, 1972.
Schmieder W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der Werke Iohann Sebastian Bachs (BWV). Leipzig, 1971.
Arnstadtes Bachbuch, I. S. Bach und seine Verwanden in Arns-tadt.Arnstadt, 1957,
Bach. Opracowa! Wladislaw Duleba. Teksty Bohdan Pociej. Krakow, 1973.
Besseler H. I. S. Bach. Berlin, 1956.
В u с h e t E. I. S. Bach, l'oeuvre et la vie. Paris, 1963.
Der Thomaskantor, Aus dem Leben und Schaffen I. S. Bachs. Berlin, 1950.
Forkel I. N. Ober Iohann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Berlin, 1968.
Frank H. I. S. Bach, Die Geschichte eines Lebens. Berlin, 1961.
Geiringer K. Iohann Sebastian Bach the Culmination of an Era. London, 1967.
Iohann Sebastian Bach und Leipzig zu seiner Zeit. Leipzig, 1950.
Iohann Sebastian Bach. Das Schaffen des Meisters im Spiegel einer Stadt. Leipzig, 1950.
I. S. Bach, 1750—1950, Dresden, 1950,
Neumann W. Auf den Lebenswegen I. S. Bachs. Berlin, 1962.
Neumann W. Bach, Eine Bildbiographie. Munchen, 1960.
S p i tt a Ph, I, Ss Bach, Bd. I — 2. Leipzig, 1873—1880.
СОДЕРЖАНИЕ
I. НАСЛЕДНИК МУЗЫКАНТСКОГО РОДА
Детство. Школьные годы................................................ 5
Арнштадтский органист .............................................. 19
Знаменательные встречи с Букстехуде .... 28
Nos et Ille («Мы» и «Он»).............................................. 34
Надежда на вольный город Мюльхаузен .... 40
Богословы накладывают запрет.................................... 45
II. РАСКРЫТИЕ ДАРА ПОЛИФОНИСТА
В Веймаре ................................................................... 51
Слава виртуоза.................................................................. 57
Кантаты в новом стиле.................................................. 64
Триумф артиста и решетка гауптвахты .... 70
Окольные пути к Баху (авторское отступление) . 79
Звучит орган ............................................................... . 86
III. ДИРЕКТОР КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ
Кётен. Дни счастья. Удар судьбы................................ 93
Поездка в Гамбург......................................................... 100
Горе и просветление........................................................... 104
«Не ручей, а море»................................................................... 109
Шедевры педагога-художника (второе
автор ское отступление)........................................................... 116
IV. ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ КАНТОРА ТОМАСШУЛЕ
Лейпцигские дебюты.............................................................. 123
Беспокойные будни.......................................................... 130
Два письма Иоганна Себастьяна....................................... 139
Духовные кантаты и «Страсти»................................... 144
Анна Магдалена. Дрезденские друзья.............................. 154
Светский капельмейстер.................................................. 166
В поисках королевского заступничества.................. 175
Высокая месса................................................................... 183
Утеснения чести и новое горе ......................................... 188
Полемика .............................................................................. 194
Дом полон музыки............................................................... 198
V. ЗЕНИТ БЫТИЯ ПРОЙДЕН
Цельность личности (третье авторское отступ
ление) ............................................................................ 203
В столицах у сыновей. Гольдберговские вариации 211
Рубеж ................................................................................... 216
Последние гастроли.......................................................... 220
VI. ЗАКАТ ПЕРЕД ВОСХОДОМ
Послесловие 246
Краткий перечень произведений И. С. Баха . , 249
Основные даты жизни..................................................... 250
Краткая библиография....................................................... 253