I. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ САМОЛЕТОВ НА ЗЕМЛЕ

Случай пожара -самолета в полете здесь не будет рас­сматриваться, так как до его посадки аэродромная служба не сможет действовать. Что касается самолета, потерпев­шего аварию при взлете или посадке, то он будет рассмат­риваться как самолет, находящийся на земле.

При определении необходимых спасательных средств надо принимать в расчет несколько факторов. Такими фак­торами являются (в порядке их важности):

a) полетный вес (или летные характеристики) самого крупного самолета, пользующегося аэродромом;

б) объем перевозок и интенсивность движения (в часы пик);

в) плотность расположения уязвимых или опасных в по­жарном отношении сооружений или построек вблизи аэро­дрома;

г) наличие внешних противопожарных сил и средств (их качество и количество, а также удаление от аэродрома).

Эти факторы более или менее сильно влияют на оценку характера и размеров опасности. Однако более глубокое рассмотрение вопроса показывает, что почти единственным определяющим фактором является полетный вес самолетов, пользующихся аэродромам.

а) Главный фактор — полетный вес или летные характеристики самого тяжелого самолета, пользующегося аэродромом

Полетный вес самолетов определяет размеры аварийно-спасательных средств, так как количество1 горючего, нахо­дящегося на борту самолета (основная опасность), нахо­дится почти в прямой зависимости от полетного1 веса этого самолета.

Характеристики самолета (в частности, длина пробега при посадке) также влияют на степень опасности при дан­ной длине взлетно-посадочной полосы и, следовательно, на количество потребных спасательных средств.

Оба эти фактора позволяют прийти к понятию "крити­ческий самолет". Это понятие очень важно-, поскольку "кри­тическим" для данного аэродрома является такой самолет, который представляет наибольшую опасность как; в отноше­нии числа несчастных случаев, так и в отношении их серьез­ности.

ИКАО составила таблицу (Приложение А к цирку­ляру 4-AN/3), в которой указывается по категориям само­летов (6 категорий в зависимости от общего веса от 4500 до 90 000 кг) количество необходимых огнегасительных ве­ществ, расход, продолжительность операции, а также коли­чество необходимой для тушения воды. В целом все эти данные могут быть приняты как норма (за исключением данных о продолжительности операции).

Так как в этой таблице указывается лишь количество огнегасительных веществ и не упоминаются ни средства доставки этих веществ к горящему самолету, ни необходимый для ис­пользования этих веществ личный состав, Авиационный ко­митет Национальной ассоциации по борьбе с пожарами в своих публикациях 402 и 403 указал на численность необ­ходимого личного состава (пожарные-специалисты и вспомо­гательный персонал). Указанные в этих публикациях цифры в графе "Постоянный персонал" несколько занижены. Если к ним добавить личный состав, указанный в графе "Подго­товленный вспомогательный персонал", то количество ста­нет достаточным.

Приложение А к циркуляру ИКАО 4-AN/3 (июнь 1948 г.)

Средства пожаротушения Категория 1 — самолеты весом более 90 000 кг Категория 2 — самолеты весом от 45 000 до 90 000 кг Категория 3 — самолеты весом от 27 000 до 45 000 кг Категория 4— самолеты весом от 11 000 до 27 000 кг Категория 5 — самолеты весом от 4500 до 11000кг Категория 6 — самолеты весом менее 4500 кг
Огнегаситель­ное вещество Пена СО2 Пена СО2 Пена СО2 Пена СО2 Пена СО2 Пена СО2
Количество 145 500 л 2050 кг 109 000 л 1550 к 81750 л 1100 кг 54 500 л 550 кг 27 250 л 550 кг 13 700 л 135 кг
Расход 29 000 л/мин 680 кг/мин 21700 л/мин 500 кг/мин 16 350 л/мин 360 кг/мин 10 900 л/мин 180 кг/мин 5450 л/мин 180 кг/мин 2750 л/мин кг/мин
Время гаше­ния, мин
Предусматри­ваемое необхо­димое количе­ство воды, л 14 550 10 900

Примечание. Указанное в таблице необходимое количество пены основано на кратности расширения ют 8: 1 до 10: 1.