Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни

Лекция 9 Исполнение наказания в виде смертной казни

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

Контроль за лицами, освобожденными от от­бывания наказания, осуществляется в соответ­ствии с законодательством Российской Феде­рации и нормативными правовыми актами.

Его суть заключается в наблюдении за пове­дением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется законом правом самостоя­тельного применения некоторых превентивных мер.

Контроль за лицами, освобожденными от от­бывания наказания, выходит за рамки отноше­ний, регулируемых нормами уголовно-испол­нительного права.

Контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными норматив­ными правовыми актами.

Предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно-досрочно, в течение неотбытой им части срока наказания. Такой кон­троль осуществляется в отношении во­еннослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобож­денных — «уполномоченным на то специализи­рованным государственным органом».

Применяя условно-досрочное освобожде­ние, можно возложить на осужденного обязан­ности. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фак­тах их неисполнения.

Главная цель контроля — помочь освобож­денному адаптироваться в новых для него усло­виях, оказать содействие в решении возникаю­щих вопросов, предотвратить рецидив, кото­рый чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.

Срок контроля за условно-досрочно освобо­жденным равен неотбытой части срока наказа­ния.

 

Смертная казнь — наиболее суровая мера наказания, известная законодательству1.

В соответствие со ст. 20 Конституции Рос­сийской Федерации она может быть установле­на только за особо тяжкие преступления, пося­гающие на жизнь.

Смертная казнь существовала в доре­волюционной России и в течение почти всего времени существования советско­го государства.

Кроме того, судебная ошибка по делам такого рода после исполнения приговора исправлена быть не может. Поэтому предусматривается про­цедура, связанная с максимально Тщательной проверкой правильности осуждения лица и выяс­нения возможности замены смертной казни дру­гим наказанием как путем изменения приговора в судебном порядке, так и путем помилования.

Осужденный к смертной казни должен содер­жаться в одиночной камере в условиях, обеспечи­вающих его усиленную охрану, и изоляцию (ч. 1 ст. 184УИКРФ).

Цель содержания в таких условиях — стремле­ние обеспечить Максимальную изоляцию осуж­денного и усиление его охраны. Смысл изоляции заключается, в частности, в пресечении нежела­тельных контактов осужденного. Для достижения поставленной цели камеры для размещения осу­жденных к исключительной мере наказания — смертной казни — должны располагаться в таком месте режимного корпуса, где ограничено движение лиц, заключенных под стражу и осуж­денных. При всех выводах из камеры осуж­денного к исключительной мере наказания предусматриваются повышенные меры безопасно­сти и охраны.

Возможность подачи ходатайства о помилова­нии является субъективным правом осужденного. Администрация обязана принять, зарегистриро­вать и направить ходатайство по назначению. По­скольку это прошение адресуется Президенту РФ, обладающему правом контроля за деятель­ностью уголовно-исполнительной системы, то ходатайство цензуре не подлежит. Не позднее следующего за днем подачи ходатайства рабочего дня оно направляется адресату в конверте в запечатанном виде. Оплата расходов по пересылке ходатайства производится за счет отправителя. При отсутствии у осужденного денег на лицевом счете расходы производятся из средств, учреж­дения, где данное лицо содержится под стражей. С момента обращения осужденного с ходатайством о помилований исполнение приговора суда, приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.

Согласно действующему законода­тельству осужденный вправе отказаться от обращения с ходатайством о помиловании. Однако такой факт требует документаль­ного оформления. В указанном случае админист­рация при участии прокурора, осуществляющего надзор за данным местом лишения свободы, со­ставляет соответствующий акт, который вместе с копиями приговора и определения суда подлежит обязательному направлению в аппарат Президен­та РФ для рассмотрения вопроса о помиловании осужденного. После этого не исключена возмож­ность возникновения новых обстоятельств (смерть осужденного, его тяжелое заболевание, соверше­ние им нового преступления и т. п.). В таком случае администрация учреждения обязана незамедли­тельно сообщить об этом в аппарат Президента РФ. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента РФ об отклонении ходатайства осужденного о по­миловании или решение Президента РФ о непри­менении помилования к "осужденному, отказав­шемуся от обращения с ходатайством о помило­вании (ч. 4 ст. 184УИКРФ).

1 С момента вступления в силу постановления Конституцион­ного суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого УК РФ в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседате­лей, коллегией в составе 3-х профессиональных судей, (Собра­ние законодательства РФ. 1999. № 6. Ст. 867), Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя обязательство отменить смерт­ную казнь и исключить ее из системы наказаний. На основании распоряжения Президента РФ от 27 февраля 1997 г. № 53-РП ми­нистр иностранных дел РФ подписал Протокол № 6 {относитель­но вопросов отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Кон­венции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Однако до настоящего времени этот Протокол не ратифи­цирован Федеральным собранием РФ и не подписан Президен­том РФ.