ТЕОРЕТИЧЕКИЙ ТУР

Класс

ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР

 

Практическая работа №1. Морфологическое описание растения.

 

Рассмотрите предложенное растение, укажите его систематическое положение и дайте характеристику по предложенным признакам. Внимательно смотрите бланк ответов.

 

Практическая работа №2. Особенности строения тканей человека.

Рассмотрите образец ткани человека, дайте ответы на вопросы. Внимательно смотрите бланк ответов.

 

 

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в обучающей открытой ученической олимпиаде по биологии. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.

Удачи вам!

Часть І.Тестовые задания с одним правильным ответом.

 

1. Растительный пигмент, способный превращаться в печени человека в витамин А (ретинол):
a) хлорофилл b б) β-каротин в) хлорофилл а г)фикоэритрин
2. Образование СО2в процессе дыхания растений можно обнаружить по:
a) вспыхиванию тлеющей лучинки б) увеличению массы листа в) помутнению известковой воды г) обесцвечиванию раствора марганцовки
3. Вставочные меристемы, расположенные в междоузлиях, имеют большое значение при росте стеблей у представителей семейства:
a) Капустные б) Злаковые в) Розовые г) Лилейные
4. Органоиды растений, в которых происходит фотосинтез, наиболее разнообразны у:
а) покрытосеменных б) высших споровых в) низших споровых г) голосеменных
5. Колониальные формы образуют животные, относящиеся к:
а) Саркодовым б) Жгутиковым в) Инфузориям г) Споровикам
6. Усложнение плоских червей по сравнению с кишечнополостными связано с появлением:
а) нервной системы б) трёхслойного строения в) гермафродитизма г) сквозной пищеварительной системы
7. Пищеварительная система полностью отсутствует у:
а) ресничных червей б) сосальщиков в) ленточных червей г) нематод
8. Главные белки соединительной ткани:
а) протамин и гистон б) альбумин и глобулин в) коллаген и эластин г) миозин и актин
9. После длительной задержке дыхания через некоторое время происходит вдох потому что:
а) идёт возбуждение от рецепторов растяжения дыхательных мышц б) повышается концентрация СО2 в крови в) снижается концентрация СО2 в крови г) вдох и выдох происходит автоматически
10. Во время интенсивной физической нагрузки источник энергии для работающих мышц это глюкоза, которая образуется в процессе глюконеогенеза. В каком органе этот процесс идёт наиболее интенсивно:
а) печень б) мышцы в)желудок г) почки
11. Какую жидкость рекомендуется употреблять в жаркую погоду:
а) водопроводную воду б) минеральную воду в) лимонный сок г) сладкий чай
12. Для того, чтобы молекула СО2, которая перешла из тканей вашей левой стопы, могла выйти в окружающую среду через нос, она должна пройти все перечисленные структуры вашего организма за исключением:
а) правого предсердия б) лёгочной вены в) альвеол лёгких г) лёгочной артерии
13. Ферментативная функция свойственна таким веществам:
а) липидам б) белкам в) углеводам г) АТФ
14. РНК в отличие от ДНК:
а) содержит дезоксирибозу б) бывает двуспиральной в) содержит тимин г) все ответы неправильные

 


Часть ІІ.Тестовые задания с правильными ответами от 1 до 5.

 

1. Видоизменения побегов, благодаря которым может происходить вегетативное размножение:
a) клубень б) корнеплод в) луковица г) корневище д) усы гороха
2. Плод ягода характерен для:
a) тыквы б) арбуза в) вишни г) помидора д) груши
3. Растения, имеющие соцветие, которое внешне похоже на один большой цветок:
а) подсолнух б) василёк в) табак г) черёмуха д) лилия
4. Заболевания, вызываемые бактериями:
а) сыпной тиф б) малярия в) туберкулёз г) ГРИПП д) лямблиоз
5. Эта особая группа одноклеточных грибов способна вызывать процесс брожения. Как человек может использовать эти грибы:
а) получение лекарств б) виноделие в) хлебопечение г) производство сыра д) маринование овощей
6. В результате различных видов образуются такие вещества, как:
a) метан б) уксусная кислота в) этанол г) СО2 д) этилен
7. Многие глубоководные рыбы и кальмары светятся в темноте или имеют светящиеся органы. Это им необходимо для:
a) ориентирования в пространстве б) отпугивания хищников в) привлечения особей своего вида г) привлечения добычи д) выведения избыточного тепла
8. Выберите характерные особенности паукообразных:
a) исключительно хищники б) внекишечное пищеварение в) внутрикишечное пищеварение г) раздельнополые д) оплодотворение наружное
9.Жаберные щели имеются только во время зародышевого развития у:
а) ланцетника б) хрящевых рыб в) бесхвостых амфибий г) костных рыб д) ластоногих
10. Выберите правильные утверждения относительно рас человека:
а) сформировались как результат адаптации к климатическим условиям б) принадлежат к одному биологическому виду в) все расы равноценны в биологическом отношении г) все расы равноценны в психическом отношении д) выделяют «высшие» и «низшие» расы
11. У человека выделяют такие типы эпителиальной ткани:
a) однослойный эпителий б) многослойный эпителий в) кубический эпителий г) железистый эпителий д) мышечный эпителий
12. Биологически активные вещества, препятствующие свёртыванию крови:
a) витамин К б) гепарин в) ионы Са2+ г) антитромбин д) фибриноген
13. Вещества, вызывающие повышение концентрации глюкозы в крови:
a) инсулин б) глюкагон в) интерферон г) адреналин д) пепсин
14. Новый посторонний слуховой или зрительный раздражитель запускает рефлекс:
a) защитный б) мигательный в) слюноотделительный г) ориентировочный д) сосудодвигательный

 

Часть ІІІ.Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться «Да», либо отклонить «Нет».

 

1. Вдох у человека осуществляется без затрат энергии в виде АТФ.

2.Стенка левого желудочка сердца человека имеет большую толщину, чем у правого желудочка.

3. Одним из проявлений гиперфункции гипофиза является гигантизм.

4. Ощущение голода в конечном итоге вызывается деятельностью нервной системы.

5. Интеллект человека зависит от объёма головного мозга.

6. При динамической нагрузке на мышцы утомление происходит быстрее.

7. СПИД – это венерическое заболевание, передающееся половым путём.

8. Вода – самое распространённое неорганическое вещество в живых организмах.

9. Конечными продуктами расщепления жиров являются углекислый газ, вода и мочевина.

10. За передачу наследственной информации отвечает ядро клетки.

11. Генетическая информация записана в молекуле РНК при помощи генетического кода.

12. Основная функция митохондрий – синтез источника энергии АТФ.

13. Все клетки сходны по своему химическому составу.

14. Если правая цепочка ДНК имеет нуклеотидный состав Г-Г-Г-Ц-А-Т-А-А-Ц-Г-Ц-Т, то левая по принципу комплементарности будет Ц-Ц-Ц-Г-Т-А-Т-Т-Г-Ц-Г-Г

 

Часть IV.Выполните задание. Способ ответа указан в самом задании.

1. Соотнесите органоиды (1–8) с выполняемыми ими функциями в клетке (А–З).

Органоиды клетки: Функции:
1. Лизосома 2. Митохондрия 3. Рибосома 4. Аппарат Гольджи 5. Эндоплазматическая сеть 6. Хлоропласт 7. Клеточный центр 8. Плазматическая мембрана А. Обеспечивает фотосинтез в клетках растений Б. Участвует в процессах окисления органических веществ до углекислого газа и воды В. Представляет собой биохимический комплекс, на котором осуществляется сборка молекулы белка Г. Играет важную роль в клеточном делении, образует полюсы деления клетки Д. Регулирует транспорт веществ в клетку и из нее, обладает избирательной проницаемостью Е. Обеспечивает связь органоидов в клетке и внутриклеточный транспорт веществ Ж. Преобразует, сортирует синтезированные в клетке органические вещества, образует лизосомы З. Содержит множество ферментов, с помощью которых происходит расщепление макромолекул веществ, участвуют в фагоцитозе

 


 

2. Рассмотрите внимательно рисунок, проанализируйте его и дайте ответы на вопросы.

2.1. В бланке для ответов укажите, к какой системе относятся данные органы, а также структуры, которые обозначены соответствующими цифрами.

2.2. Укажите значение структур под цифрами 2 и 4.

2.3. Какие вещества выделяются в структуре 1? Укажите значение этих веществ.