Современные особенности зарубежных концепций национальной безопасности 3 страница

Инструменты защиты интересов Федерации и санкции в отношении субъектов федеративных правоотношений должны быть четко прописаны в законе. Современное российское право не содержит необходимых механизмов, гарантирующих государственное и правовое единство страны.

Пока еще отсутствует единомыслие при определении как самого понятия юридической ответственности, так и классификации ее видов. Если известны и достаточно разработаны такие виды юридической ответственности, как уголовно- и гражданско-правовая. административная, дисциплинарная, материальная, то вопросы государственно-правовой ответственности только начинают разрабатываться и заявляться российскими правоведами.

В качестве рекомендации для включения в концепцию будущего Закона о национальной безопасности могут быть предложены такие элементы, как субъекты федеративной ответственности; перечень государственных органов, наделенных различными полномочиями по инициированию и прохождению процесса применения мер федеративной ответственности; основные признаки и виды федеративной ответственности.

В защиту такого кардинального предложения в сфере обеспечения национальной безопасности выступает факт отличия правовых мер от политических. Меры политической ответственности у всех на слуху: роспуск парламента, отставка правительства и др. Применяются они в соответствии с правовыми процедурами, но не в силу нарушения норм права, а по мотивам политической целесообразности. Федеративная ответственность наступает только и исключительно при нарушении норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Перечень механизмов федерального вмешательства достаточно широк:

- объявление режима чрезвычайного положения;

- введение прямого президентского правления; перераспределение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;

- использование процедуры импичмента;

- роспуск законодательных (представительных) органов власти;

- меры финансового воздействия;

- перевод под непосредственное подчинение федерального правительства подразделений милиции;

- отмена незаконного решения органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

- ликвидация субъекта Федерации как самостоятельного образования.

Возможно, и эти меры не являются исчерпывающими для сохранения и безопасного функционирования государства и общества. Поэтому в проекте Закона должно быть прописано обоснование права государства на экстраординарные меры. Как и Закон о национальной безопасности, формы конкретных правовых механизмов и процедур федеративной ответственности являются перспективными и подлежат разработке в отечественном праве.

Оставление ситуации юридической безответственности субъектов федеративных отношений, как и отсутствие новой редакции Закона о национальной безопасности, чревато не только дезинтеграционными процессами, разрушением страны, но и угрожает сохранению и развитию в России национальных ценностей.

И в заключение справедливо обратиться к Г.Гегелю, который отмечал, что «сила страны состоит не в количестве ее жителей и солдат, не в плодородии земли и не в количестве территории, а в том, как посредством разумного соединения частей в единую государственную власть все это используется для реализации великой цели - совместной защиты»[19]. Данная цель остается нереализованной на современном этапе. Российское государство, к сожалению, не обеспечивает полной безопасности каждому гражданину нашей страны, полной защиты его интересов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура и содержание Закона Российской Федерации «О безопасности»?

2. В чем заключаются противоречия Закона и иных нормативно-правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности?

3. Что должна включать в себя, на ваш взгляд, концепция проекта Закона о национальной безопасности?

Литература

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

 

© Кривельская Н.В.


РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Глава 1. Социальные интересы личности, общества и государства: сущность, типология

 

Развитие теории интереса и его сущность. Система интересов и их классификация

В советское время в условиях полного огосударствления всей общественной жизни не было необходимости исследовать проблему социальных интересов, особенно применительно к практике жизнедеятельности. Рассмотрение содержания интересов, их роли в жизни общества носило общетеоретический, далекий от прикладных задач, характер. Чаще всего они рассматривались как абстрактная, чисто философская категория, не требующая конкретных усилий по целенаправленному их формированию и тем более реализации. Поэтому исключительно важным и с теоретической, и с практической точки зрения является вопрос: что же представляют собой социальные интересы?

В основе всей целенаправленной человеческой деятельности лежат потребности и интересы. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма индивида, социальной группы, общества. Это внутренний побудитель активности. Они подразделяются на биологические, свойственные как животным, так и человеку, и социальные, свойственные только человеку, носящие исторический характер и подверженные значительному влиянию экономики, культуры, идеологии.

Потребности и интересы - понятия не тождественные, но те и другие общим основанием имеют объективный характер. Потребность выражает отношение любого субъекта жизнедеятельности к необходимым условиям своего бытия, поскольку без удовлетворения базовых потребностей невозможно существование ни биологического, ни социального организма. Между потребностями человека и их удовлетворением стоит человеческая деятельность, цель которой и заключается в удовлетворении потребностей людей.

Удовлетворение ряда непосредственных потребностей людей в жилье, пище, одежде и другом обеспечивает их физическое существование, но основная часть потребностей современного человека связана с его социальными функциями, а не физиологическими нуждами. Духовные потребности социальному человеку - личности гак же необходимы, как и продукты питания. Круг потребностей современной личности исключительно широк, он непрерывно расширяется и развивается. Чем разностороннее развита личность, чем сложнее тот или иной социальный организм, тем шире круг их потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения.

Однако не каждая потребность в равной мере может стать причиной и внутренним стимулом того или иного вида жизнедеятельности. Потребности, выражая взаимосвязь субъекта и условий его жизнедеятельности, обнаруживают себя в неосознанных влечениях и вполне осознанных мотивах поведения.

Подлинной реальной причиной и движущей силой социального развития являются интересы. Интересы - это осознанные потребности, сознательно сформированные обществом, социальными группами, индивидами.

Именно осознанность, теснейшая связь с личным и общественным сознанием и позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни человека и общества.

Отличие интереса от потребности можно понять на таком примере. Так, необходимость питаться является жизненной потребностью человека. Но питаться только вегетарианской пищей - это уже интерес, поскольку он сознательно сформирован тем или иным человеком в целях укрепления, по его мнению, здоровья и продления жизни.

Интересы обладают всеми чертами потребностей, но усилены особенностями индивидуального и общественного сознания, мировоззрения, психологического состояния, культурного развития и других качеств человека. Именно поэтому интересы, в отличие от обычных потребностей, и обладают той действенной и реальной мощью.

Первые попытки выделить особую роль интересов в жизни общества и государства можно видеть еще в Древнем Риме. Теоретически проработанная попытка объяснить общественную жизнь с помощью интересов была предпринята еще в XVIII в. французскими материалистами. В интересах они усматривали реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом.

Интерес как причина и мотив человеческой деятельности порождается зависимостью между объективной необходимостью удовлетворения потребностей и интересов и поиском возможностей их удовлетворения, выступая реальной формой проявления общественных отношений различных видов.

Французский философ Гельвеций утверждал: «Всякий в сущности всегда повинуется своему интересу.. Если физический мир подчиняется закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса... Личный интерес есть единственная и всеобщая мера... человеческих поступков...»[20]. Поэтому всякие попытки лишить человека личных интересов или принизить их роль в общественной жизни могут только затормозить процесс общественного развития или негативно изменить его траекторию.

Недостатком подобных воззрений является то, что интересы выводятся из чувственной природы человека, рассматривая его скорее как чисто биологическое существо.

Гегель, развивая теорию интереса, показал несводимость интересов только к чувственности, к естественной природе человека и раскрыл их социальную сущность.

Сила интереса проявляется в настойчивости человека и общества по его удовлетворению. Действенность интереса заключается в воздействии, оказываемом им на деятельность людей. Пассивный интерес, не побуждающий деятельности, не имеет никакого значения. Гегель доказал, что «...интерес для субъекта представляет только непосредственное преднайденное в природе, и его субъекта особенная цель состоит в том, чтобы этот интерес был удовлетворен его поступками...»[21].

Значительный вклад в развитие теории интереса внес английский философ и социолог Г.Спенсер. Он, считая основным законом социального развития закон выживания наиболее приспособленного, разделенного на классы или «дифференцированного» общества, показал, в частности, что общественные и частные интересы в существе своем гармоничны.

Велика заслуга в развитии теории социального интереса К.Маркса и Ф.Энгельса, главным образом в области экономических интересов, хотя в годы советской власти мало кто слышал об особой роли интересов, особенно личных, в жизни человека и общества.

Классики марксизма раскрыли объективную основу возникновения и формирования интереса. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы»[22], - писал Ф.Энгельс. При этом особо указывалось, что интересы людей выражаются и регулируются только через политику государства: «Так как государство есть та форма, в которой индивиды... осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение - то из этого следует, что все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму»[23].

Дальнейшее развитие теории интереса определяется задачами формирования нового гражданского общества в нашей стране, создания правового государства, ориентации на развитие потенциала человека в условиях возрастания значимости человеческого фактора и объективного снижения роли государства в общественной жизни.

Интересы как потребности органически присущи всем людям, лишить человека интереса нельзя, без интереса невозможна никакая деятельность людей. В социальных интересах закрепляются общественные отношения индивидов, социальных групп, слоев общества. Связь интересов с общественными отношениями в функциональном плане состоит в том, что общественные отношения определяются несколькими условиями:

формой осознания субъектом своих потребностей, целеполаганием, практическими действиями. Реализация интересов субъектов ведет к закреплению общественных отношений, в связи с чем интересы становятся элементами объективной социальной реальности.

Сложная структура общества, различия в социальном положении людей, особенности преломления объективных условий действительности во внутреннем мире человека, в его сознании и деятельности приводят к появлению громадного множества, как правило, несовпадающих интересов. Это множество интересов не выстраивается в какую-то иерархию с определенной подчиненностью, а представляет собой большую сложную систему интересов, отражающую их тесную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость.

Социальные интересы отдельной личности выражают взаимную зависимость ее и других людей, т.е. выражают определенную грань социальной взаимозависимости личности с той группой или общностью, с которой ее объединяют общие условия жизнедеятельности.

Представление множества интересов в качестве сложной развивающейся системы позволяет более полно показать их целостность и выявить достаточно полную типологию их разнотипных связей как логически однородных, допускающих непосредственное сравнение и сопоставление.

Научная классификация интересов дает возможность зафиксировать закономерные связи между различными типами интересов и определить их место в общей системе. Каждая классификация носит относительный характер и ориентирована на достижение тех или иных целей познания. Классификация особенно проблематична, когда речь идет о крайне разнородных по составу множеств. В качестве оснований для классификации интересов необходимо использовать наиболее характерные их признаки, позволяющие максимально полно отобразить строение всей системы интересов.

Классификация интересов может осуществляться по различным основаниям. Наиболее адекватным стоящим теоретическим и практическим задачам представляется следующий набор оснований классификации социальных интересов (схема 11).

 


Схема 11. Основания классификации интересов

 

Расчленение интересов по указанным основаниям - по степени общности, по характеру субъектов - носителей интересов, по сферам жизнедеятельности, по продолжительности действия, по характеру их взаимодействия - имеет важное значение при исследовании интересов и организации практической деятельности по целенаправленному формированию интересов, их реализации и защите от внутренних и внешних угроз.

Интересы бывают классифицированы: по степени общности - индивидуальные (личные), групповые, корпоративные, общественные (общие), национальные и общечеловеческие; по субъектам (носителям интересов) - личности, общества, региона, государства, коалиции государств, мирового сообщества; по степени социальной значимости - жизненно важные, важные, маловажные; по сферам жизнедеятельности - в экономической сфере, во внешнеполитической сфере, во внутриполитической сфере, асоциальной сфере, в духовно-культурной сфере, в международной сфере, в оборонной сфере, в информационной сфере и т. д.; по продолжительности действия - постоянные, долгосрочные, кратковременные; по характеру направленности - экономические, политические, военные и т. д.; по характеру взаимодействия - совпадающие, параллельные, расходящиеся, конфронтационные (встречные).

Как видим, диапазон классификации интересов достаточно широк. Это лишний раз подчеркивает их социальную сущность и социальную направленность. Если речь идет о личности, то у индивида всегда присутствует стремление к постоянному изменению своего положения в обществе. Оно продиктовано не только стремлением к улучшению материального благосостояния, но и к реализации самого себя в обществе, самосовершенствованию и т.д.

Структура интересов тесно связана с социальной структурой общества. Более того, интересы являются, помимо всего прочего, основой дифференциации общества, как результата взаимодействия всех социальных слоев и групп с многообразием их интересов.

Наиболее существенную роль играет классификация интересов по сферам жизнедеятельности, субъектам-носителям интересов, социальной значимости интересов.

Особую прикладную роль играют классификация интересов по сферам жизнедеятельности (схема 12).

 

 


Схема 12. Классификация интересов по сферам жизнедеятельности

 

Интересы обладают специфическими характеристиками, отражающими особенности развития общественных отношений в социальных системах разного уровня. На каждом из этих уровней формируются свои системы интересов, устойчиво взаимодействующие между собой. Объективный характер формирования определенной иерархии таких систем интересов создается, прежде всего, разделением труда по разнообразным сферам жизнедеятельности, каждая из которых характерна своими особыми интересами и многообразием форм собственности, что порождает различия в уровне жизни разных социальных групп и соответственно специфические интересы. Поэтому не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации при анализе интересов, угроз этим интересам и при организации деятельности по обеспечению национальной безопасности используется классификация по сферам жизнедеятельности.

Такой подход дает возможность более целенаправленной организации деятельности по формированию и реализации социальных интересов, а также по их защите от внутренних и внешних угроз.

Большое методологическое и даже мировоззренческое значение имеет классификация интересов по характеру субъектов носителей интересов (схема 13).

 

 


Схема 13. Классификация интересов по характеру субъектов

 

Сегодня впервые в истории России на первое место поставлены жизненно важные интересы личности, далее общества и только затем - государства. Такая последовательность означает качественный скачок в решении проблем не только безопасности, но и роли интересов в жизни человека и общества.

В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

В документе четко указаны те права и свободы, которые являются интересами личности. Это - конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Это положение очень выгодно отличает данный документ от множества других, а также от политической и социологической литературы, где речь, как правило, идет о правах человека вообще. Однако и в данном случае все же нет полной ясности и строго научного подхода в отношении этих понятий.

Так, к примеру, в отличие от положения Концепции, в Конституции Российской Федерации права и свободы человека названы не интересами, а высшей ценностью (ст. 2). А ведь интересы и ценности - далеко не одно и то же.

Кроме того, полагая конституционные права личности в качестве ее основополагающих жизненно важных интересов, следует иметь в виду сложную внутреннюю связь и иерархию в структуре этих прав. Данное обстоятельство имеет большое значение, поскольку структура конституционных прав оказывает непосредственное влияние на правовое пространство, в рамках которого формируются и другие интересы личности.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается также, что интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании нового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы же государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Наконец, исключительную значимость имеет классификация интересов по их социальной значимости (схема 14).

 


Схема 14. Классификация интересов по степени социальной значимости

 

Без сомнения, каждому субъекту общественных отношений присущи свои жизненно важные, важные и маловажные интересы - это категорический императив развития. Первые выступают как коренная основа всей социальной деятельности, остальные учитываются при определении текущих задач для достижения определенных, вполне конкретных тактических целей при обеспечении своего существования.

Именно жизненно важные интересы отражают относительно устойчивые черты индивидов и общества и определяют характер бытия, траекторию и цель существования, развития и безопасности любого субъекта социальной жизни. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Сущность интересов как совокупности потребностей законодатель выразил четко и конкретно. Следует подчеркнуть, что это единственное узаконенное в правовом отношении определение интересов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляют собой социальные интересы?

2. Каковы основания для классификации интересов?

3. Что такое жизненно важные интересы?

 

Литература

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

2. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.

3. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.

 

© Прохожев А.А.


Глава 2. Формирование национальных интересов и ценностей