Художественная ретушь

Техническая ретушь

Классификация способов ретуши

Классифицировать ретушь можно по самым различным признакам. Чаще всего ретушь классифицируется в зависимости от того, какой тип дефектов исправляется в ее ходе.

Ретушь недостатков самого объекта и недостатков, появившиеся у изображения до того, как оно попало в лабораторию называется художественной.

Ретушь дефектов возникших уже при выполнении в лаборатории каких-либо действий называется технической.

Кроме того, существует и так называемая простая ретушь. Простая ретушь – это устранение мелких дефектов оригинала.

Необходимо также отметить, что классическая (некомпьютерная) ретушь также имеет несколько разновидностей.

1. Механическая ретушь. Этот способ подразумевает применение таких инструментов, как скребки, тампоны, грифели, распылители и т.д.Этот способ позволяет удалять пятна, царапины, лишние элементы и т.д.

2. Химический способ. Этот способ основан на применении к оригиналу изображения различных химических реактивов и красок. При помощи этого способа на оригинале можно усилить или ослабить плотность изображения, вытравить отдельные элементы и многое другое.

3. Оптический способ. Этот способ связан с последующей корректировкой и специальной художественной обработкой отдельных частей фотографии при печати. В оптическом способе используют такие приемы как маскирование, многократная печать, повторное экспонирование, растрирование для создания фактуры и уменьшения зернистости, совмещение различных изображений.

Как уже отмечалось, классическая ретушь практически не применима для цветных отпечатков, так как они состоят из нескольких слоев и не поддаются, в частности, механической ретуши. Именно поэтому для улучшения цветных изображений применяют различные виды компьютерной ретуши.

Техническая ретушь включает коррекцию посредством стандартных фильтров, цветокоррекцию, устранение дефектов, возникших в процессе сканирования. Техническая ретушь позволяет устранить глобальные и локальные технические дефекты изображений. Очевидно, что самый верный путь улучшения качества изображения – свести вероятность появления этих дефектов к минимуму. Это значит, что основные инструменты – не штампик и фильтр Dust and Scratches, а мягкая тряпочка, кисточка и резиновая груша. Как можно чаще и тщательней следует протирать рабочую поверхность сканера и сдувать пыль со слайдов.

Кроме того, существует и ряд более сложных технически приемов, обеспечивающих высокое качество получаемых изображений. К ним можно отнести следующие методы:

· Можно производить сканирование с применением гелей. Гель полностью убирает царапины, значительно снижает количество проявляющейся после сканирования пыли и даже заметно убирает зернистость, позволяя сканировать с большим увеличением;

· слайд можно помыть под струей холодной воды из-под крана, после чего высушить на весу, не допуская попадания новой пыли;

· сканируя изображения, состоящие из нескольких кусков (разворотные иллюстрации из книг или порванные фотографии), можно предварительно склеить их так, чтобы части максимально подходили друг к другу.

Что-то нежелательное все же попадет в файл и убирать это придётся с помощью Photoshop. Это самая монотонная и удручающая часть всего процесса. Выполнять её следует в конце, перед сохранением файла и, уж конечно, после повышения резкости.

В Photoshop есть действенные инструменты технической ретуши. Новый инструмент Healing Brush позволяет легко удалить с изображения пыль царапины и прочие дефекты. В отличие от инструмента Clone Stamp (штамп) инструмент Healing Brush в процессе клонирования автоматически сохраняет света, тени, текстуру и прочие атрибуты изображения, вне зависимости от того работаете ли вы в пределах одного изображения или клонируете одно изображение в другое.

Ретушь дефектов, появившиеся у изображения до того, как оно попало в лабораторию тоже относится к технической. К сожалению, ретушировать приходится не только старые фотографии, изветшавшие от времени. Новенькие глянцевые отпечатки из минилабов требуют гораздо больших усилий. Если сравнить фотографии одной тематики из какого-либо архива или музея, легко заметить, что лучшее качество и состояние у фотографий XIX в., а дальше с развитием технологии оно постепенно ухудшается. Фотографий XXI в. ни в каких архивах уже нет – это безобразные JPEG, сделанные цифровыми мыльницами. Новые технологии требуют новой техники ретуши. Причём дальше будет хуже.

Приведем пример технической ретуши. Ретушь дефектов, присущих самому изображаемому объекту, – наиболее обширная, интересная и эмоциональная фаза.

Рис.5 Пример технической ретуши изображения.

К технической ретуши относят также удаление нежелательных элементов с фотоснимков. Например, корпоративные клиенты часто заказывают виртуальный ремонт зданий.

Рис.6 Пример технической ретуши изображения. На снимке справа удалены электрические провода.

 

Обычный масштаб для технической ретуши файла форматом до А2 - 100%. Масштаб 200% и выше используется для тонкой работы.

Художественную ретушь подразделяют на два типа:

· косметическая ретушь

· композиционная ретушь

Косметическая ретушь чаще всего используется в портретной фотографии. Путем косметической ретуши устраняются дефекты самого объекта или подчеркиваются его достоинства, плохо выраженные на оригинале. Таким способом можно, например, устранить морщины, подчеркнуть цвет глаз и т.д.

Большие возможности художественной ретуши представляются в программе PhotoShop. Инструмент Patch Tool даёт большую гибкость при работе с выделенными областями. Можно использовать любой инструмент для создания выделения области, которую необходимо отретушировать. Затем PhotoShop автоматически проведёт ретушь в этой области, подстроив света и тени, в соответствии с оригинальным изображением.

Рис. 7 Пример панели инструментов PhotoShop, используемой в художественной ретуши.

 

Рис. 8. Художественная ретушь цифровых снимков. Слева исходный снимок, справа – снимок после художественной ретуши. Убраны морщины, изменен фон и цвет глаз

 

Действительно хороший ретушёр во многом должен быть похож на художника – необходимо быть творческим человеком, обладать художественным зрением и постоянно совершенствовать свою технику. Ретушёр должен на взгляд определять лишние (недостающие) детали изображения и методы решения проблем. Можно долго и тщательно сглаживать морщинки на лице и лишь чуть-чуть осветлять сосуды на белках глаз, пытаясь сохранить естественность, а потом узнать, что Blur с радиусом 3 был бы в самый раз. К художественному виду ретуши относится и изменение композиции снимка. Помимо технических вопросов здесь приходится решать и философский – о допустимых границах изменений.