Льготное налогообложение

Льготное налогообложение

Оценка с/х земель не по реальной сто­имости, а исходя из их фактического использования.

К началу 90-х годов такие законы были приняты во всех штатах, за исключением Канзаса. Основная идея заключалась в том, чтобы оценку сельскохозяйственных зе­мель для целей налогообложения проводить не по реальной сто­имости (как для всех остальных видов недвижимости), а исходя из их фактического использования.

Поскольку рыночная цена зе­мельного участка, используемого под застройку, значительно выше по сравнению с ценой фермерской земли, заметно уменьша­ется потенциальная выгода для фермера, желающего продать зем­лю для последующего несельскохозяйственного использования.

По данным А. Е. Гайдамаки, штаты используют самые разно­образные механизмы льготного налогообложения.

 

программа создания с/х зони­рование «приобретение

«с/х районов» территории права застройки».

 

Так, в штате Нью-Йорк осуществлена программа создания «сельскохозяйствен­ных районов». По условиям программы фермер, включивший свои земли в состав сельскохозяйственного района, может претендо­вать на льготную оценку земель для исчисления налога и одновре­менно принимает обязательство не изменять их целевое назначе­ние. В случае его нарушения он обязан возместить полученные налоговые льготы в пятикратном размере. Эта программа получи­ла поддержку населения, так как участие в ней было добровольным, а стимулы — достаточно высокими. В результате около четверти сельскохозяйственных земель штата включено в программу.

Однако эффективность льготного налогообложения ограничен­на. Так, в районах, где существует очень высокий устойчивый спрос на земли под застройку (и соответственно формируются очень вы­сокие цены на них), льготное налогообложение не сдерживает со­кращение площадей сельскохозяйственных угодий, так как у фер­мера сохраняются мощные стимулы продавать землю для последу­ющего несельскохозяйственного использования. Таким образом, льготное налогообложение сельскохозяйственных земель достигает своей цели только в условиях среднего и низкого спроса на землю.

Другой метод, используемый с той же целью, получил название «приобретение права застройки». Он пока не очень распростра­нен, но считается достаточно перспективным. Суть его заключает­ся в том, что местные органы власти выкупают право застройки, сохраняя за землевладельцем все остальные права на земельный участок. В итоге он оказывается не вправе самостоятельно принимать решение о застройке и земля сохраняется для сельскохозяй­ственного использования.

Участие в подобных программах добровольное, но предполага­ется, что фермер заинтересован продать право застройки, чтобы уменьшить свои долги, купить дополнительно еще участок земли, вложить полученные средства в улучшение земель и т. д.

Соответ­ствующий опыт имеется в основном в северо-восточных штатах (Нью-Йорк, Массачусетс), где площади сельскохозяйственных угодий ограничены.

Еще один метод — так называемое сельскохозяйственное зони­рование территории, применяемый зачастую в комбинации с дру­гими. На территории административной единицы выделяются зоны преимущественного использования земель для сельскохо­зяйственных целей, а другие виды использования существенно ог­раничиваются. Имеются различные механизмы такого ограниче­ния, но все они основаны на регулировании плотности застройки. Например, для сельскохозяйственной зоны может устанавливать­ся минимальный размер отводимого под застройку участка (обыч­но равный размеру средней фермы в данной зоне).

Поскольку перевод сельскохозяйственных земель в несельско­хозяйственное использование немедленно приносит фермеру до­ход, и зачастую значительный, ограничения, связанные с зониро­ванием, постоянно критикуются различными политическими группами влияния. Поэтому успех данного мероприятия во мно­гом зависит как от методов его практической реализации, так и от степени его общественной поддержки.

Земельная политика на сельскохозяйственных землях США опирается на хорошо отработанную информационную базу, вклю­чающую, в частности, цифровые электронные карты. Так, напри­мер, службой консервации природных ресурсов Министерства сельского хозяйства осуществляется программа картирования почв.