Использование подражания, образца и словесного руководства деятельностью детей

На втором году обучения используются все перечисленные методы, однако несколько меняется их соотношение. Дело в том, что дети достаточно много умеют делать сами, поэтому имеющиеся знания, умения и навыки следует использовать для формирования новых. В каждом конкретном случае исходят из того, что дети должны сделать самостоятельно, а что — с помощью педагога.

Конструирование по подражанию используется значительно реже, уступая место работе по образцу. Но и подражание, и образец вдумчивый педагог будет использовать творчески, в зависимости от способностей ребенка и степени его развития. Не следует тор­мозить развитие ребенка, удерживать его на том уровне деятель­ности, который он, по существу, уже «перерос».

Подражание можно использовать наряду с образцом в тех случаях, когда детям предлагается принципиально новая конструк­ция знакомого объекта, новый объект, конструкция с достаточно дробным строением и т. д. Со «слабыми» детьми допустимы даже и совместные действия, хотя на втором году они применяются, главным образом, в плане индивидуального обучения либо в про­цессе оказания индивидуальной помощи.

Организация занятий

На втором году обучения конструирование дефектолог проводит один раз в неделю. Продолжительность занятия 20—25 минут. Занятия проводятся только в утреннее время по подгруппам. В груп­повой комнате, где дефектолог проводит занятия, должны быть настенные доски (обычная и магнитная). Большая настенная доска используется педагогом для выполнения меловых изображений по ходу предварительной работы, объяснения, беседы, при подведении итога. Фланелеграф и магнитная доска нужны для работы по моделированию целого из частей перед практическим конструиро­ванием, для различных построек и т. д.

Что же касается создания условий для конструирования детей в свободное от занятий время, то можно сказать, что, по сравнению с первым годом обучения, здесь нет каких-то разительных перемен. Остается в силе требование о количестве строительных наборов, их разнообразии, об обязательном наличии крупного строительного материала для использования его в коллективных строительных играх.

В отличие от младших дошкольников, дети этого возраста прояв­ляют интерес и к другого рода конструкторам. Очень желательно приобрести такие пластмассовые конструкторы, принцип действия которых предельно простые элементы легко соединяются и разъеди­няются (эти элементы могут быть цветкообразными, пластинчатыми с шипами и углублениями). Их можно сложить в причудливую ком­позицию, можно придать предметность. Такие материалы распола­гаются на столах (это может быть их постоянное место, но можно их просто выкладывать на обеденные столы для индивидуальных игр детей). Опыт показывает, что дети с большим увлечением кон­струируют из некрупных пластмассовых деталей.

Особое внимание уделяется обеспечению строительной игры. Строительный материал должен быть размещен в групповой комнате очень разумно. Место для строительной игры нужно выбрать там, где есть рядом игрушечный транспорт, пространство для передвижения, для игры вдвоем, втроем, небольшой группой. Следует помнить, что нередко затрудненность доступа к строительным материалам приводит к тому, что дети не очень охотно выражают самостоятельное желание начать игру. И напротив, когда материалы «под руками», они как бы располагают к игре, и в этой части комнаты всегда царят игры и оживление.

Говоря об организации и оснащении занятий, нельзя не оста­новиться на том, что занятия по конструированию требуют доста­точно большого количества индивидуального материала. Если на первом году обучения речь шла в основном о строительных материа­лах фабричного изготовления, то на втором потребуется много такого материала, который нужно изготовить самим. Это касается как графических образцов, так и сборно-разборных игрушек.