Матрица SWOT-анализа
SWOT-анализ
10.2.
SWOT-анализ
представляет собой оценку сильных и слабых сторон организации, ее внешних возможностей и угроз. Целью его проведения является исследование фактического положения и стратегических перспектив фирмы на основе изучения ее сильных и слабых сторон, рыночных возможностей и факторов риска.
Общий принцип, лежащий в основе SWOT-анализа, гласит: «При разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутреннего состояния фирмы (т.е. баланса ее сильных и слабых сторон) внешней ситуации (т.е. условиям отрасли и конкуренции)».
При этом стратегия организации должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз. Пример матрицы SWOT-анализа представлена в таблице 10.1.
Таблица 10.1
| Ранг важности | Потенциальные сильные стороны компании | Ранг важности | Потенциальные слабые стороны компании |
| Известный лидер рынка в отрасли | Отсутствие четкой стратегии | ||
| Высокая квалификация производственного и управленческого персонала | Невысокая рентабельность производства | ||
| Получение экономии от больших объемов и масштабов производства | Невысокий уровень маркетинга | ||
| Наличие краткосрочной стратегии развития предприятия | Отсутствие достаточного финансирования | ||
| Большой опыт и хорошее знание местного рынка | Отсутствие задела в разработке новых моделей товара | ||
| Ранг важности | Потенциальные внешние возможности компании | Ранг важности | Потенциальные внешние угрозы компании |
| Наличие неудовлетворенного спроса в том или ином сегменте рынка | Экономический и финансовый кризис в стране | ||
| Государственная поддержка отрасли (предприятия) | Появление новых конкурентов | ||
| Наличие на рынке труда квалифицированного персонала | Возрастание влияния поставщиков на цену и качество материалов и комплектующих изделий | ||
| Стремление поставщиков (дистрибьюторов) к интеграции | Рост продаж товаров-заменителей | ||
| Рост доходов потребителей продукции (экономический рост) | Сокращение потребностей и спроса населения на данную группу товаров |
Сильные стороны компании
— это внутренние преимущества, которые существуют в компании.
Слабые стороны компании
— это внутренние проблемы компании, которые могут негативно повлиять на ее будущее. Слабые стороны необязательно делают организацию конкурентно уязвимой: это зависит от их конкурентной значимости и способности компании компенсировать их за счет других ресурсов.
Внешние возможности компании
— это благоприятные шансы, предоставляемые внешней средой, которые могут и должны быть использованы. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как очень привлекательными (абсолютно необходимо использовать), так и не представляющими интереса (в самом конце списка приоритетов).
Внешние угрозы компании
— это возможные внешние события или перемены в будущем, которые могут негативно повлиять на деятельность организации.
Выявленные сильные и слабые стороны, внешние возможности и угрозы после занесения в матрицу SWOT-анализа тщательно изучаются и ранжируются.
После этого определяется:
- насколько реализуемая фирмой стратегия соответствует ее внутренним ресурсам, рыночным возможностям и угрозам;
- какие ресурсы понадобятся фирме в будущем для реагирования на изменения во внешней среде и обеспечения удовлетворительного уровня прибыли;
- сохранятся ли в будущем сегодняшние сильные стороны фирмы;
- есть ли в ресурсной базе фирмы пробелы, которые необходимо заполнить;
- надо ли фирме рассмотреть новые конкурентные возможности;
- какие виды сильных сторон и возможностей играют главную роль, а какие второстепенную.
При этом необходимо сопоставить сильные стороны с возможностями и угрозами (S — O, S — T), и слабые стороны с возможностями и угрозами (W — O, W — T). Необходимо выяснить, как именно может повлиять на компанию реализация угроз, и можно ли использовать благоприятные внешние возможности. После чего по каждому из данных сопоставлений надо сделать вывод о том, что нужно делать, чтобы улучшить конкурентную позицию организации и избежать внешних угроз.
SWOT-анализ должен дать исчерпывающее описание состояния организации. Если руководство не знает ее сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую реальному положению фирмы.