Свободомыслие и атеизм конца XIX — начала XX вв
Свободомыслие и атеизм в XIX—XX вв.
Свободомыслие и атеизм в XIX в. достигают вершины в своем развитии вообще и обязаны исключительно Л. Фейербаху — выдающемуся немецкому философу-материалисту.
В основе атеизма Фейербаха лежал его так называемый антропологический материализм, в центре которого находится абстрактная фигура человека, и разгадку религиозных тайн он пытался найти в его психофизиологических свойствах, а также в окружающей человека природе.
Фейербах причины происхождения религии видел не в обмане масс жрецами, страхе и невежестве людей, а исходил из того, что. религия имеет исторический характер и причины её коренятся в самой действительности.
Возникновение религии марксизм связывает с социально-экономическими условиями бытия людей. Марксизм относится к религии воинственно. Однако в основе его отношения к религии лежит не метод насилия, как это сейчас пытаются показать конъюнктурщики от науки, а устранение социальной несправедливости и воспитание людей.
Особое место в свободомыслии занимают русские революционные демократы и материалисты В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.В.Гетрашевский и др., внесшие большой вклад в мировой атеистический арсенал как теоретической, так и практической областей общественной жизни. В свободомыслии революционных демократов нашли отражения революционные настроения крестьянства, вступившего в борьбу с царизмом, помещичье-феодальным строем. Революционные демократы видели непосредственную связь религии с любыми формами тирании и обличали православие и русское духовенство в своих произведениях.
Последняя четверть XIX века — время открытий, приведших к перевороту во взглядах на природу: была открыта клетка, закон сохранения и превращения энергии, создана эволюционная теория, важные открытия были сделаны в области антропологии, физиологии, психологии.
Тем самым была сформирована принципиально новая естественнонаучная база свободомыслия, давшая возможность подвергать религию всесторонней критике.
Выдающуюся роль в обосновании естественнонаучного атеизма XIX—XX вв. сыграли Ч. Дарвин, Э. Геккель, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев. Ч. Дарвин — основоположник науки о развитии органического мира, создатель эволюционной теории, опровергнувший господствующий религиоидеалистический взгляд на природу как на свидетельство божественного происхождения живых существ, в том числе человека.
В противоположность церковным утверждениям о независимой от тела души физиолог И.М. Сеченов показал, что психика, которую религия выдает за проявление мистической души, является свойством мозга, продуктом его деятельности. Доказав рефлекторный характер психики, Сеченов раскрыл её причинную обусловленность внешним миром.
Видные русские естествоиспытатели И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, К.А.Тимирязев и др., опираясь на результаты своих исследований, доказывали материальное единство природы, отрицали загробную жизнь, духов и души, выступали против примирения науки и религии.