Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России

Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИИ

 

Начиная с князя Владимира Святого, т.е. с принятием в 988 году христианства, на Руси было глубоко воспринято учение Христа; обращенное к душе человека и призывающее людей заботится о ближнем, быть милосердными. В основе христианской идеи помощи лежит деятельная любовь к ближнему : «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Первоначально простейшие виды благотворительности сводились почти исключительно к кормлению нищих. Занимались этим «нищелюбцы», особенно князья духовенство, лучшие люди земли под влиянием только что воспринятого христианского вероучения, к тому же отвечавшего, по видимому и, духу еще языческого славянства.

Владимир повелел, по свидетельству Начальной летописи, « всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Наряду с этим грузились телеги хлебом, и мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом, и все это развозилось по городу и раздавалось больным и нищим, тем, кто не в состоянии ходить.

В 996 г. князь Владимир издает Устав (закон), по которому существенное призрение поручалось попечению и надзору ведомства в лице патриарха и подчиненных ему церковных структур. Этот законодательный акт придал благотворительной деятельности сравнительно организованный характер. Основным источником финансирования церквей, монастырей и организуемых при них благотворительных учреждений была «десятина»— «десятая часть от всякого суда, из торгу десятая неделя по всем городам от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля».

Кроме этого, князь Владимир учреждает училища для детей и знатных, среднего состояния и убогих людей, создает богадельни странноприимные дома, учреждает народные празднества, заботясь при этом прежде всего о «прокормлении» убогих, странных, сирот вдовиц, раздавая им всякую милостыню. Есть косвенные свидетельства тому, что при Владимире Святом были учреждены первые Руси больницы. Эта деятельность постепенно становилась постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер. Принятие Русью христианства, можно утверждать, благотворно Пяло на развитие родственных отношений, милосердия к неимущим и хворым и привело в X в. к возникновению института нищелюбия, отождествлявшегося с человеколюбием и довольно длительное время просуществовавшего. «...Нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать уменье и навык любить человека».

Появление государства на Руси сопровождалось и быстрым ростом нищенства — по причинам частых войн, набегов неспокойных кочевников, недородов, водных стихий и эпидемий. Люди бежали в крупные города, и монастыри, пополняя ряды «прошаков» и бездомных. «Возникали целые слободы и поселения нищенствую-(Источники преступлений, болезней, распутства и тунеядство дошло до того, что «притворные нищие» и «ленивые прошаки) стали социальной проблемой — вполне способные работать. превращали нищенский промысел в средство не только существования, но и наживы. Явление это приобретает такие масштабы, что государство и церковь начинают с ним бороться. В законодательстве, а также в церковных уставах XVI—XVII вв. появляются статьи, определявшие порядок «разбора» (классификации) нищих «по нуждам»: действительно нуждавшиеся в призрении подлежали отправке в монастырские богадельные заведения, а не желавшие работать тунеядцы подвергались различным наказаниям.

Князь Ярослав со своей «Русской Правдой» стал автором первого славянского закона, включавшего в себя подобие социальной программы. «Русская Правда» стала основой всех последующих и сводов законов, что с самого начала утвердило в российской юридической практике основы социальной политики.

После Владимира Святого больше других «нищелюбием» прославился Владимир Мономах. В завещании, имевшем большое значение для многих поколений на Руси, он говорит своим детям: « Если поедете по землям своим, не давайте отрокам обижать народ, ни в селах, ни на поле, чтобы вас потом не кляли. Куда пойдете, где станете, напоите, накормите бедняка, больше чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел...» В этом напутствии были выражены заботы о нравственном состоянии детей, о необходимости быть внимательными к нуждам народа.

Необходимо отметить, что «никогда впоследствии, во всей остальной нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейшим княжеской власти».

Довольно активно развивавшаяся в Киевской Руси практика общественного призрения была прервана татаро-монгольским нашествием. И хотя в этот период удельное княжение вырабатывает виды помощи и поддержки, в новых исторических условиях на первый план выдвигается Русская православная церковь, ставшая единственным прибежищем для нуждающихся в помощи .людей убогих, престарелых и нищих. С тех пор она сохраняет эти традиции и в разные периоды нашей истории оказывает социальную помощь обездоленным. В эти и последующие века формируются такие понятия, как «призрение», «милование», «милостыня-, милосердие». «Милость, — пишет Св. Тихон Задонский, - есть плод любви неотлучной и всегда с нею сопряженной, как теплота с огнем, и как огонь теплоту, так любовь милость издает». милостыня, — говорит Иоанн Златоуст, — есть мать любви, любви, отличающей христианство, превосходящей знамения, служащей признаком учеников Христовых.||

. «Милосердие, — учит Св. Василий Великий - есть болезнование об угнетаемых...» или «когда ты увидишь, Кто-либо нуждается в душевном и телесном врачевании, не говори сам себе: почему такой-то и такой не излечил его?». По мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали определяться два взаимно дополняющих друг друга направления: 1) продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и попечительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих;

2) усиление организующего государственного начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.

Благотворительность, всемерно поддерживаемая церковью и общественным мнением, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих прежде всего убогих, больных и сирот а также не имеющих приюта. Царствование Ивана IV Грозного идея развитой государственной системы общественного призрения получила практическую реализацию: в Указе «О милостыне» ставилась задача выявить во всех « престарелых и прокаженных», построить для них богадельни обеспечить питанием и одеждой.

Годунов поддерживал и расширял систему общественного призрения, Во время неурожая он повелел привезти много хлеба из иных государств и окрестностей Волги, все архиереи, монастыри, бояре должны были продать царю излишки хлеба за полцены для раздачи бедным.

Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях После воцарения Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский приказ а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче

1645—1676) — Приказ строения богаделен. Впрочем, эта мера была скорее, лишь благотворительным актом самого царя и ближайших к нему лиц.

Большой вклад в общественное призрение внес царь Федор Алексеевич. Именно в его царствование наметился определенный перелом в борьбе с нищенством — в нее включилось государство По его Указу от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя. В Указе также обращалось внимание на то, что среди действительно нищенствующих и убогих много таких, которые могут работать поэтому такие «нищие» должны будут хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу.

По-своему стремился искоренить нищенство Петр I прежде всего прямо запретив подавать милостыню просящим подаяние. Петр небезосновательно считал нищенство и нищелюбие одной из причин роста тунеядства и паразитизма в стране и потому энергично и последовательно боролся с ними. В Указе от 30 ноября 1691 «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их» сказано, что «известно им Великим Государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза зановеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Таких людей Указ требовал ловить и расспрашивать. А в случае обмана посадских людей отсылать по месту их жительства, дворцовых крестьян — в дворцовые волости и т.д. При повторной поимке за «притворное лукавство» этим людям полагалось жестокое наказаниебитье батогами и кнутом и ссылка «в дальние Сибирские города» Здоровых мужчин, кроме того, определяли для работы в смирительные» дома, а женщин в «шпингаузы» (прядильни). Любопытный историко-юридический факт — нищелюбцы за милостыни штрафовались на 5—10 рублей! Петр Великий в призрении бедных видел обязанность общества, в то же время резко отрицательно к древнейшей форме благотворительности и к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым бороться. Говоря о том, что здравые и ленивые «прошаки» Богу противны суть», император добавляет: « аще кто снабдевает оных, и той есть яко помощник, тако и участник оных же греха, и что либо такую щетную милостыни издерживает, все то вотще ему, а не в пользу духовную. Но из такой дурной милостыни еще и отечеству великий вред деется, от сего бо в первых скудость и дорог бывает хлеба».

И другие меры Петра I в области призрения носили в основном характер «вразумляющего принуждения».

Святейшему Синоду, Камер-Конторе. Главному магистрату и воеводам приказано было «приступить к устроению больниц, богаделен сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающихся |М подобных». Появились и новые типы заведений: «гопишталя для сирот, инвалидные дома, поселки для пленных «немцев».

у Петра I от 3 мая 1720 г. все офицеры и нижние чины, по удостоверению Военной коллегии оказавшиеся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определялись на жительство в монастыри и богадельни, им выдавалось пожизненное содержание. Впрочем, через четыре года, вследствие многочисленности инвалидов, Указом от 6 февраля 1724 г. из этого перечня были изъяты женатые инвалиды (их уже не могли поселять в монастыри). Петре введены были пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами — так называемое «открытое призрение. Главное же начинание Петра Алексеевича — ограничение роли церкви в социальной политике России и, соответственно, устройство призрения на новых, государственных началах — с помощью светских структур (городские и губернские магистраты, финансовые ведомства, старосты и сотские).