Разбор кантаты.

Первая часть «Русь под игом монгольским» - это симфонический пролог к циклу. Ощущение пустынности достигается особым фоническим эффектом, часто встречающимся у Прокофьева: высокие и низкие тембры движутся в унисон с незаполненной серединой. Так возникает пейзаж, исполненный тревоги и скорби.

Вторая часть - былинная «Песня об Александре Невском». Скупой диапазон, неторопливое развёртывание, чёткость движения. Суровый колорит подчёркивается преобладанием низких тембров в оркестре и хоре. В среднем разделе усилён батально-изобразительный элемент.

Черты драматической конфликтности в полной мере раскрываются в третьей части – «Крестоносцы во Пскове». В ней впервые сталкиваются полярные образы: жестокое тевтонское нашествие (крайние разделы) и страдания побеждённых (середина). Крестоносцы обрисовываются с помощью трёх тем: католический хорал, мотив басов и военная фанфара. В середине – скорбный напев: печальная мелодия плача, насыщенная подголосочная ткань.

Четвёртая часть – «Вставайте, люди русские» - как и вторая, строится в виде хоровой сцены песенного склада. Основная тема наполнена боевой отвагой и удалью. Средний раздел («На Руси родной») покоряет светлой поэтичностью.

В наиболее развёрнутой пятой части – «Ледовое побоище» - сосредоточены главные события всей симфонической драмы. Здесь наиболее заметна близость к природе кино: принцип «монтажа», приёмы контрапунктов, сквозное развитие образов-тем. Вступление, заключение, черты рондальности. Устрашающей теме крестоносцев противостоит русский скомороший наигрыш. Звучат темы предыдущих частей – 3-ей и 4-ой. После грандиозной кульминации (tutti, fff) и провала немцев под лёд идёт успокоение и поэтическое заключение.

Шестая часть «Мёртвое поле» - лирико-эпическая разрядка после напряжённой битвы. Единственная во всей кантату ария, впервые вносящая в музыку элемент личного чувства. Засурдиненные струнные, скорбные интонации, натуральный минор, переменность лада, распевность – яркий пример славянского мелоса.

Седьмая часть – «Въезд Александра во Псков». Победно-патриотический финал кантаты почти целиком основан на русских темах из 2-ой, 4-ой и 5-ой частей. Основное настроение – народное ликование, радость русского народа.

 

Д.Д. Шостакович. (1906-1975).