Развитие гражданского и уголовного права
После вхождения Украины в состав Российского государства продолжали действовать нормы обычного казацкого права, признанные царским правительством. В судах при рассмотрении гражданских и уголовных дел применялись Статут Великого княжества Литовского 1588 г., «Саксонское зерцало», «Порядок прав гражданских» (сборник норм магдебургского права).
Наряду с сохранившейся системой традиционного права на территории Украины начали действовать законодательные акты царского правительства – царские грамоты и указы. Общий статус Украины, основные права и привилегии населения определялись в договорных статьях гетманов с царским правительством. Большое значение в качестве источников украинского права имели нормативные акты гетмана – универсалы, декреты и грамоты.
Неупорядоченность и противоречивость действующих на Украине правовых норм создавали значительные трудности в правоприменительной практике. В связи с этим начались работы по кодификации украинского права. В 1743 г. специальная комиссия подготовила проект свода законов «Права, по которым судится малороссийский народ». Данный проект длительное время рассматривался и дорабатывался различными инстанциями, но в результате так и не был официально утвержден. Тем не менее, им часто пользовались судьи при вынесении решений по различным делам. В 1767 г. член Генерального суда А. Безбородько составил «Экстракт малороссийских прав», который также не был утвержден, но в дальнейшем был использован при составлении официального сборника правовых норм, которым руководствовались местные российские власти на Украине. В целом после упразднения гетманской власти постоянно расширялось применение общероссийского права, а любые попытки закрепить местные правовые особенности пресекались. На этом фоне вполне закономерно был отклонен и последний крупный кодификационный проект – «Собрание Малороссийских прав» (гражданский кодекс).
Субъектами гражданско-правовых отношений на Украине являлись как отдельные лица, так и их объединения. Объектами гражданских прав были права, вещи, а в некоторых случаях и феодально-зависимые люди.
Были известны два вида феодальных земельных владений: вотчины и ранговые земли. Вотчинники свободно распоряжались землей и передавали ее по наследству, в то время как ранговые владения предоставлялись в пользование на время государственной или военной службы. На территории Запорожской Сечи регулирование права собственности на землю имело свои особенности. Земля считалась достоянием всей Сечи, и формально каждый житель мог получить землю в пользование, уплачивая налог и выполняя повинности.
В украинском праве были разработаны требования к содержанию обязательств, определены правила их исполнения, ответственность за ненадлежащее исполнение и неисполнение. Выделялись обязательства из причинения вреда и обязательства из договоров. Способами обеспечения исполнения обязательств из договоров были задаток, залог и поручительство.
Брачно-семейные отношения регулировались нормами церковного права, а брак заключался в церковной форме. Брачный возраст для юношей составлял 18 лет, а для девушек – 13. Брак прекращался смертью одного из супругов или разводом. Личные отношения между мужем и женой основывались на подчинении жены мужу. Жена приносила в дом приданое, возврат которого обеспечивался так называемым венным имуществом, которое муж оформлял на имя жены.
Законодательство знало наследование по завещанию и наследование по закону. Не имели право передавать имущество по завещанию недееспособные лица, евреи, отступники от христианской веры, внебрачные дети, дочери, вышедшие замуж без согласия родителей. Основными наследниками признавались сыновья, а дочь при этом могла получить только 1/4 часть отцовского имущества.
Преступлением считалось деяние, которое причиняло вред и приносило убытки как отдельному лицу, так и государству. Среди преступлений на первом месте стояли государственные: измена гетмана и казацкой старшины Российскому государству, посягательство на жизнь и здоровье царя, преступления против гетманской власти. Жестоко наказывались преступления против церкви и религии – богохульство, колдовство, обращение в мусульманскую веру. К преступлениям против порядка управления и суда относились фальшивомонетничество, подделка печатей, документов и др. Большое внимание законодатель уделял борьбе с должностными преступлениями – взяточничеством, казнокрадством. Детально регламентировались вопросы ответственности за воинские преступления – дезертирство, нарушение воинской дисциплины, уклонение от службы. Воинские преступления рассматривались в соответствии с нормами казацкого права.
Законодательством определялись такие наказания, как смертная казнь (простая и квалифицированная), телесные наказания, каторга, лишение свободы (на срок от четырех недель до одного года или «до покорности»), позорящие наказания, конфискация имущества, штрафы. В Запорожской Сечи в качестве наказания применялось изгнание из казацкой общины на определенный срок или бессрочно, без права предоставления осужденному приюта и защиты.
Лекция 8.Государство и право Российской империи
в период разложения феодально-крепостнических
отношений и перехода к буржуазной монархии
(вторая половина XIX– начало XX вв.)
1. Великие реформы Александра II в России в 60–70-е гг. XIX в.: причины, общая характеристика, значение.
2. Крестьянская реформа 1861 г.
3. Земская и городская реформы.
4. Судебная реформа 1864 г.
5. Военная и полицейская реформы.
6. Контрреформы в Российской империи в 70–90-е гг. XIX в.
7. Реформирование общественного и государственного строя Российской империи в период революции 1905–1907 гг. Статус Государственной думы.
8. Развитие российского права во второй половине XIX – начале XX в.
Ключевые слова
Буржуазные реформы. Аграрная реформа Столыпина.
Самодержавие. Конституционная монархия.
Пережитки феодализма. Государственная дума.
Земское самоуправление. Государственный совет.
Контрреформы. Совет министров.
Буржуазно-демократическая революция.
8.1. Великие реформы Александра II в России
в 60 –70-е гг. XIX в.: причины, общая характеристика, значение
В первой половине XIX в. в России отчетливо проявился кризис феодально-крепостнического строя. Промышленные предприятия, основанные на труде крепостных крестьян, работали крайне нерентабельно. В то же время развитию капиталистической промышленности, использовавшей труд наемных рабочих, препятствовало крепостное право, отсутствие свободного рынка рабочей силы. Кризисные явления в социально-экономическом развитии страны явились главной причиной поражения России в Крымской войне. Новому императору Александру II (1855–1881), пришедшему к власти незадолго до окончания войны, необходимо было оперативно реагировать на фактически сложившуюся в стране революционную ситуацию и провести реформы, которые могли обеспечить сохранение самодержавного строя за счет ликвидации или частичного изменения наиболее архаичных институтов феодального общества.
На направленности и содержании реформ отразилась борьба различных правительственных группировок. Сочетание умеренного реформизма с консерватизмом во взглядах многих общественных деятелей, противодействие либералов радикалам-революционерам и крайним монархистам – все это определило характер преобразований. Отметим, что консерваторам удалось в значительной степени ослабить демократический потенциал реформ. Поэтому не случайно исследователи характеризуют реформы 60–70-х гг. как непоследовательные и половинчатые.
Тем не менее, реформы Александра II, прозванные современниками «великими», способствовали формированию в России более цивилизованного общественно-политического строя. Было отменено крепостное право, созданы выборные органы местного управления и всесословные судебные органы, установлены гибкие формы государственного финансового контроля и цензуры, началось комплектование всесословной армии и т. п. Эти реформы считаются буржуазными потому, что они создавали благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства.
Однако, несмотря на проведенные буржуазные реформы, Россия осталась абсолютной монархией с неограниченной властью императора, сословным неравноправием, дворянским чиновничьим аппаратом. Главной социальной опорой самодержавия по-прежнему были помещики-дворяне. Привилегии дворян – сословные звания, титулы и т. д. – оставались неизменными. Основная масса населения, как и раньше, не участвовала в управлении государством.