Статус Украины в составе Российского государства

Российского государства

Вхождение Украины в состав

 

В марте 1653 г. послы Украины передали русскому царю Алексею Михайловичу просьбу гетмана Б. Хмельницкого о воссоединении Украины с Россией. Откликнувшись на эту просьбу, Земский собор в октябре 1653 г. единогласно одобрил решение о вхождении Украины в состав Российского государства. Аналогичное решение было принято 8 января 1654 г. на Войсковой раде, созванной в Переяславе. Таким образом, в состав России вошли Левобережная и Слободская Украина, Киев и Запорожье (Правобережная Украина была присоединена только в конце XVIII в.).

Условия, на которых Украина была принята в состав Российского государства, излагались в «Статьях Богдана Хмельницкого», подписанных в Москве в марте 1654 г. Согласно данному акту, на Украине сохранялись военно-административные органы управления во главе с выборным гетманом, и продолжало действовать местное право.

В современной историко-правовой науке данные события оцениваются неоднозначно. Некоторые исследователи подчеркивают, что решение Переяславской рады выражало «вековые стремления и надежды украинского народа», говорят о «прогрессивном воссоединении двух братских народов в границах единого государства». Другие исследователи, в первую очередь представители как дореволюционной, так и современной украинской науки, полагают, что решение Б. Хмельницкого, навязанное им Переяславской раде, не соответствовало интересам украинского народа.

во второй половине ХVII – ХVIII вв.

 

Взаимоотношения Украины с центральным правительством во многом зависели от гетмана. Каждый гетман после избрания подписывал договорные статьи с царским правительством, давал присягу на верность московскому царю, был обязан проводить единую с Россией внешнюю политику. Большое влияние на политику гетмана оказывала так называемая генеральная старшина (правительство). Также в XVIII в. особую роль в управлении стала играть Генеральная войсковая канцелярия (канцелярия гетмана).

Непосредственный контроль за деятельностью украинских властей первоначально осуществлял Посольский приказ, а затем – специально созданный территориальный Малороссийский приказ. В резиденции гетмана почти всегда находились представители приказа, наблюдая за действиями гетманской администрации. В крупнейшие города назначались российские воеводы и помещались российские военные гарнизоны.

Еще во второй половине XVII в. наметилась тенденция к постепенной ликвидации царизмом автономного статуса Украины, что вызывало вполне объяснимое недовольство среди казацкой старшины. Не случайно после смерти Богдана Хмельницкого деятельность гетманов в основном была направлена на пересмотр решений Переяславской рады. В свою очередь антироссийская позиция гетманов побудила московское правительство начать более активную борьбу с гетманским правлением. В 1722 г. на базе Малороссийского приказа был образован новый контрольно-распорядительный орган – Малороссийская коллегия.

Процедура избрания гетмана на некоторое время была отменена, а затем превратилась в пустую формальность. На пост гетмана подбирали людей, которые не могли противодействовать проведению в жизнь политики ограничения и последующей ликвидации автономии Украины. В 1764 г. институт гетманской власти был окончательно упразднен, а для управления Украиной создана новая Малороссийская коллегия во главе с президентом, обладавшим полномочиями генерал-губернатора.

В целом в 60 – 80-е гг. XVIII в. царское правительство шаг за шагом разрушало старое политико-административное управление Украины: было введено губернское и уездное административно-территориальное деление, ликвидированы городские выборные органы самоуправления, упразднена Запорожская Сечь и отдельное казачье войско, установлено крепостное право. В результате разделов Речи Посполитой в состав России вошли земли Правобережной Украины, где также в соответствии с российским законодательством были созданы новые административные органы.

7.4. Источники права Украины ХVII – ХVIII вв.