Права Информатора

Статья 6. Все разумные меры должны быть предприняты, чтобы информатор и другие тесно связанные с ним люди не испытывали не­ловкости и неприятных чувств в результате любого интервью. Это тре­бование распространяется на полученную информацию, сам процесс интервьюирования, а также на обращение с используемыми и тестиру­емыми товарами. Цель опроса должна быть полностью раскрыта, с тем чтобы информация, данная без знания цели исследования, не могла нанести ущерб интересам информатора.

Статья 7. Должно уважаться право информатора прекратить или отказаться сотрудничать с исследователем на любой стадии интервью. Какая бы ни использовалась форма интервью, полная или частичная информация, данная информатором, должна быть ликвидирована без промедления, если он этого потребует. Не может применяться никакая методика или техника интервьюирования, не позволяющая информа­тору воспользоваться этим правом. Информатор должен быть извещен заранее в случаях, когда используется метод наблюдения или записы­вающие устройства. Это требование не относится к действиям или зая­влениям отдельных лиц, которые наблюдались или записывались в об­щественных местах, где они могут предполагать, что за ними наблюда­ют и их могут слышать другие присутствующие лица, например, в магазине или на улице. В последнем случае по крайней мере одно из следующих условий должно быть соблюдено:

а) приняты необходимые меры для обеспечения анонимности дан­ного человека, и/или

б) сразу же после этого сообщить человеку о том, что его действия и/или заявления были записаны или сняты на пленку, и дать ему возможность просмотреть или прослушать данную часть записи или пленки, и если он хочет, то уничтожить или вырезать, касающуюся его часть пленки или записи.

Если после съемки или записи задается ряд последовательных воп­росов, необходимо соблюдать вышеуказанное условие (пункт б).

Наблюдение или регистрация любыми способами нормального функционирования таких точек, как места продажи, доступные для обычных потребителей, в том числе контроль за функционированием системы распределения, не требуют от исследователя каких-либо раз­решений или согласий для проведения такого рода работ, однако при этом исследователь должен быть уверен, что его действия не вызывают неудобств у любых лиц, присутствующих в этих местах, и не раскрыва­ют их личностей.

Статья 8. В качестве части замысла исследования в обзор может быть включена реальная или искусственно созданная ситуация продажи (например, когда применяется техника импровизированного рыночно­го тестирования). В этих случаях после завершения исследования чрез­вычайно важно, чтобы у респондента или любых других участников им­провизации сложилось полное убеждение, что они принимали участие не в чем ином, как только в реальном исследовательском проекте. После завершения исследования должен быть разъяснен экспериментальный характер созданной ситуации и, если это возможно, респонденту долж­ны быть возвращены истраченные им деньги или же он должен полу­чить компенсацию в приемлемой для него форме.

Статья 9. Если помимо исследователя во время интервью присутст­вуют другие наблюдатели, то исследователь обязан убедиться в том, что они знакомы с соответствующими положениями настоящего кодекса и согласны следовать им.

Статья 10. Имя и адрес исследователя должны быть сообщены ин­форматору во время интервью. В случае использования адреса места жительства для опросов по почте или псевдонима, следует предпри­нять все меры для того, чтобы информатор впоследствии без всяких за­труднений мог получить имя и адрес исследователя.