Особенности и достижения архитектуры русского барокко

Городское жилое строительства Москвы значительно оживилось после пожара 1737 г. и приобрело характер регулярности. Основными требованиями, которые предъявлялись в это время к жилой застройке со стороны административных органов, наблюдавших за строительством Москвы, были вынесение зданий из глубины участка на линию улицы и симметрия в построении фасада. Если второе требование до известной степени выдерживалось, то первое наталкивалось на противодействие владельцев. Обходя это требование, они нередко располагали по линии улицы не основной дом, а помещения для слуг и хозяйственные строения.

В Москве почти не сохранилось значительных архитектурных памятников гражданского строительства середины XVIII столетия. Одним из крупных жилых зданий того времени был дом Апраксиных у Покровских ворот, выстроенный в 1760-х гг.

Крупнейшим замыслом Ухтомского был проект Инвалидного и госпитального дома в Москве. Этот последний и самый значительный из крупных замыслов Ухтомского (1759 г.) не мог в условиях того времени получить осуществление.

Первым крупным произведением Ухтомского, в котором ярко проявилась его художественная индивидуальность и в то же время сказались типичные черты барочной архитектуры, была пятиярусная колокольня в Троице-Сергиевой лавре.

Архитектура Москвы 1740-х - 1750-х гг. была связана с творчеством выдающегося зодчего - Дмитрия Васильевича Ухтомского.

В середине XVIII в. усиливается экономическое и культурное значение Москвы в жизни государства. Московская архитектурная школа, переживавшая в 30-е гг. XVIII столетия период собирания творческих сил, теперь получает важнейшее значение в развитии русской национальной архитектуры.

Архитектура Москвы

С именем Ф. Аргунова связана постройка Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, дошедшего до наших дней. Большое участие принимал Ф. Л. Аргунов в создании дворцово-паркового ансамбля в подмосковной усадьбе Шереметевых - Кускове. Ф. Аргунов был учителем крепостных зодчих Шереметева А. Ф. Миронова и Г. Дикушина.

Помимо И.Ф. Мичурина, в начале 40-х гг. в Москве работали прибывшие из Петербурга И.К. Коробов и Иван Бланк, при которых начали создаваться архитектурные "команды". Эти команды способствовали быстрому творческому росту нового поколения московских зодчих.

1. Барокко в России развивалось особым путём. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейского строительства. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного - итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов.

Расцвет стиля падает на 40-50-е годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого стиля рококо, и отмечается переход к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашёл применения.

2. Русское зрелое барокко обладало целым рядом чисто национальных особенностей. Общие исходные принципы имели сходство с западным барокко, но в нём было много и своеобразного, своего, особого. Причины этого связаны с тем, что западноевропейское барокко начало складываться на иной почве, возникнув путем дальнейшей эволюции стиля Возрождения. В России процесс протекал иначе, и истоки русского барокко надо искать в узорочье второй половины XVII столетия.

В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий - всё это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.