Сегментация рынка недвижимости
Можно представлять себе рынок недвижимости в виде следующих секторов:
· товар в виде конкретных объектов недвижимости;
· строительство недвижимости или реконструкция;
· услуги риэлтеров и т.д.
Каждый из этих секторов может быть поделен на более узкие секторы, так что каждый из них будет представлять собой совокупность объектов купли-продажи, имеющих некоторую общую характеристику, которая отличает их от других объектов. Так, сектор недвижимости, как товара, подразделяется на жилые и нежилые помещения. В свою очередь, жилье делится на городское и загородное, а нежилые помещения бывают офисные (административные), торговые, производственные, вспомогательные, складские и т.д. Городское жилье, в свою очередь, дробится на более мелкие секторы - на приватизированное жилье, кооперативное, муниципальное, ведомственное, арендное, находящееся в собственности граждан и юридических лиц.
По функциональному назначению объектов рынок недвижимости подразделяется на следующие основные составляющие:
· рынок земли (земельных участков);
· рынок жилья;
· рынок нежилых помещений;
· рынок промышленной недвижимости;
· рынок объектов незавершенного строительства.
Каждый из этих сегментов развивается самостоятельно, так как опирается на собственную законодательную и нормативную базу и имеет существенные различия в политике приватизации государственной муниципальной собственности.
В каждом сегменте рынка можно говорить о наличии двух составляющих:
· первичной, которая характеризует появление недвижимости как товара на рынке;
· вторичной, на которой функционирует большое количество продавцов и покупателей недвижимости (физических и юридических лиц).
Передача прав на недвижимость осуществляется, как правило, по одному из следующих вариантов:
· на постоянной основе, то есть приобретение в собственность или передача в бессрочное (возмездное или безвозмездное) пользование;
· на временной основе, то есть предоставление в аренду или передача во временное пользование.