Практические занятия (семинары)

Содержание разделов дисциплины

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины:

- изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества / государства и определение места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе.

Задачи:

- сформировать представление об историческом процессе; общем и особенном в российской истории как неотъемлемой, органической части всемирной истории;

- способствовать формированию уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира;

- содействовать повышению гражданской культуры студентов;

- развивать навыки исторического мышления;

- сформировать умение и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой по актуальным и дискуссионным проблемам отечественной и мировой исторической науки.

 

Дисциплина «История» относится к базовой части Б1; Гуманитарный, социальный и экономический цикл.

Дисциплина «История» является теоретической дисциплиной. Для успешного освоения данной дисциплины студентам необходимо знать обществознание, ИМЦ. В свою очередь, дисциплина «История» является основой для изучения культурологии, социологии, политологии.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

ОК-3: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии;

ОК-4: знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

ОК-9: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям.

ОК-6: способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества.

б) профессиональные (ПК):

ПК-16: умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- закономерности и этапы исторического процесса;

- основные события и процессы мировой и отечественной истории.

Уметь:

- уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

Владеть:

- навыками работы с документами и другими историческими источниками;

- категориальным аппаратом по истории;

- научным представлением о закономерностях и основных этапах исторического развития Российского государства с VII по XXI вв.

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
Возникновение и развитие восточнославянской государственности Политическое, экономическое и культурное развитие Руси с YI по II вв. Особенности формирования государственности. Семинарское занятие №1устный опрос
  Становление Российского централизованного государства Этапы становления централизованного государства. Взаимовлияние с государствами Запада и Востока. Семинарские занятия №1-4.устный опрос
Оформление абсолютизма. Российская империя в XYIII-XIX Особенности складывания Российского абсолютизма. Внутренняя и внешняя политика Российской империи. Реформы и реформаторы в России. Семинарское занятия №5-9.устнй опрос
Россия в ХХ - нач. ХХ1вв. Политическое, социально-экономическое развитие СССР. Российская Федерация в посткоммунистический период развития. Семинарские занятия №10-17устный опрос

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)

Вид работы Трудоемкость, часов
№ 1семестра № 1семестра Всего
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа:      
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) -    
Расчетно-графическая работа (РГР) -    
Реферат (Р) -    
Эссе (Э) -    
Самостоятельное изучение разделов  
Контрольная работа (К) -    
Вид итогового контроля (экзамен)       зачет

 

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре

 

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ
Возникновение и развитие восточнославянской государственности  
Становление Российского централизованного государства  
Оформление абсолютизма. Российская империя в XYIII-XIX  
Россия в ХХ-нач.ХХ1вв.    
  ВСЕГО  
               

 

№ темы № раздела Тема Кол-во часов  
 
Тема 1.   Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Возникновение государственности у восточных славян. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.  
Тема 2.   Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.  
Тема 3.   Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния.  
Тема 4.   Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества.  
Тема 5. – 6.   Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.( 4 часа).  
Тема 7.     Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.  
Тема 8. – 9.   Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.  
Тема10     Роль XX в. в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.  
Тема11. -12.     Роль XX в. в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.  
Тема13-15   Россия в условиях 1 мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-30е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-30 гг. Внешняя политика.  
Тема 16.   СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика. СССР в послевоенные годы. Холодная война.    
Тема 17.   Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. И ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.  
Тема18.     Становление новой российской государственности (1993-2012). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.