Школа количественных методов

Математика, статистика, инженерные науки внеслисущественный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до Второй мировой войны коли­чественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффек­тивного использования ограниченного числа своих боевых ис­требителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать их уничтожения во время массированных немецких воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максими­зации эффективности военных поставок по обеспечению высад­ки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппиро­ванные под общим названием «исследование операций*, были использованы при решении этих и других проблем, включаю­щих войну подводных лодок и минирование японских портов.

По своей сути, исследование операций - это применение ме­тодов научного исследования к операционным проблемам органи­зации. После постановки проблемы группа специалистов по иссле­дованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает ре­альность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают по­нятие сложностей реальности. Дорожная карта, например, об­легчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели гораздо сложнее добраться до мес­та назначения, полагаясь на метод проб и ошибок. Модели, раз­работанные в исследованиях операций, упрощают сложные про­блемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотре­нию, до управляемого количества.

После создания модели, переменным задаются количест­венные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевая ха­рактеристика школы количественных методов - замена словес­ных рассуждений и описательного анализа моделями, символа­ми и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в менеджменте дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследовате­лям операций конструировать математические модели возрас­тающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, более точны.

Влияние школы количественных методов было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х гг. лишь у очень немногих руководите­лей было образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время по­ложение быстро меняется, так как все больше вузов включают в свои учебные программы курсы количественных методов и приме­нения компьютеров в менеджменте, учете и анализе хозяйственной деятельности организации.