Вопрос 3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Вопрос 2. Роль государства в антикризисном управлении.

Необходимость регулирования экономики признана сегодня практически во всем мире. Уже сложилось несколько моделей поведения государства. В каж­дой из них имеется свой подход как к вопросу государствен­ного вмешательства в экономику, так и, в частности, к воп­росу антикризисного управления. Рассмотрим основные модели регулирования экономики.

Характерной чертой американской модели регулирования экономики является поощрение с помощью государственных мер предпринимательской активности населения.

Японская модель предполагает повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке за счет различий между уровнем жизни населения и увеличением производительности труда, а точнее, за счет отставания пер­вого от второго.

Шведской модели присущи перераспределение нацио­нального дохода и смягчение различий между разными сло­ями населения.

Германская модель обеспечивает функционирование механизма конкуренции, а также поддерживает малый и средний бизнес.

Предложенные модели различны, но у них есть общая черта: активное и заметное участие государства в регули­ровании экономики.

Основные виды государственного регулирования кризисных ситуаций:

- регулирование посредством нормативно-законода­тельной деятельности, которое осуществляется пу­тем принятия новых законов и совершенствования уже существующих, в соответствии с настоящими условиями. Деятельность организации регламенти­руется большим количеством нормативных актов. Важнейшие из них: Гражданский кодекс РФ, Тру­довой кодекс РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Феде­ральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Существен­ными недостатками такой системы являются раз­общенность указанных документов и отсутствие единого закона об организации, где были бы опре­делены все основные аспекты ее деятельности. Го­сударство регулирует кризисные ситуации также в сфере социальных ценностей и других сторон со­циальной жизни;

-финансовое регулирование, включающее большое число аспектов деятельности. Оно затрагивает об­щественные финансы, институциональные финансы, международные финансы, анализ финансовых инструментов и инвестиций, финансовый менедж­мент. Финансовое регулирование проводится при помощи бюджета, который аккумулирует денежные средства и перераспределяет их;

-регулирование в производственной сфере, направ­ленное на достижение консолидации отдельных секторов экономики и создание единой, целостной и сбалансированной системы. Только так можно найти выход из кризисных ситуаций. В производ­ственной сфере государство должно сформиро­вать свои цели и стратегию, которая будет действо­вать в течение долгого времени и направлена на до­стижение результатов в экономике. Формирование такой стратегии является ответственным этапом. Она должна учитывать интересы всех участников экономической деятельности, в ее основе должен лежать принцип сочетания влияния государства и рынка, она должна создавать благоприятные усло­вия смягчения последствий негативных явлений, иметь социально-экономическую направленность и т.д.;

-перераспределение доходов. Во время кризиса по ряду причин без вмешательства государства уровень жизни части общества резко упадет. Перераспре­деление доходов поможет смягчить разницу. Без это­го выбраться из кризиса будет значительно слож­нее, так как при низком уровне жизни люди будут работать с низкой производительностью труда, а последствия пренебрежительного отношения про­явятся на личностном уровне, а затем скажутся и на человеческом капитале страны. Поэтому борьба с бедностью путем перераспределения доходов долж­на осуществляться, несмотря на кризисные явления в обществе.