Общие положения
Управление маневрами корабля при расхождении со встречными кораблями (судами)
Практическое занятие по основам маневрирования
ТЕМА 13. ОСНОВЫ МАНЕВРИРОВАНИЯ.
Разработка справочных навигационных материалов.
Предварительные навигационные расчеты.
В период предварительной проработки маршрута рассчитываются следующие величины:
- протяженность маршрута похода и его отдельных участков,
- время плавания и генеральная скорости движения,
- ожидаемая точность знания места и допустимые параметры навигационной безопасности плавания.
- требуемое дооборудование района плавания (на основании сравнительного анализа ожидаемой и допустимой точности места),
- необходимая дискретность обсерваций и включения абсолютного лага,
- элементы освещенности, время возможного наблюдения светил для определения места корабля,
- время наступления полной и малой воды и высоты приливов,
- элементы морского и приливного течений,
- время и места рандеву,
- элементы якорных стоянок (параметры для контроля безопасности корабля на якорной стоянке),
- элементы прогнозируемого дрейфа льда (при ожидаемом плавании во льдах)
6.Выполнение навигационно-тактических расчетов для применения корабельного оружия и для решения специальных задач, связанных с координированием .
Расчеты производятся с соблюдением требований, изложенных в документах по боевой деятельности корабля и в правилах использования полигонов. Расчеты боевого маневрирования выполняются на маневренном планшете с учетом соблюдения и контроля навигационной безопасности плавания. Проекты боевого маневрирования согласовываются с командирами соответствующих боевых частей, в чьем распоряжении находится оружие, планируемое к применению.
К справочным материалам относятся: список морских навигационных карт и пособий, таблица плавания (предварительные расчеты движения корабля по времени с указанием скорости движения), справка по ожидаемой гидрометеорологической обстановке на различных участках маршрута, таблица освещенности, таблица элементов ожидаемых течений на каждом участке маршрута, таблица наступления полных и малых вод (водные часы) и высоты приливов, сведения о местах якорных стоянок, выписки из местных правил плавания.
Расчет маневра расхождения со встречным кораблем (судном) выполняется в соответствии с алгоритмом деятельности вахтенного офицера при расхождении. Последовательность расчетов рассматривается на примере (приложение 3).
Пример.
Корабль следует в открытом море в условиях полной видимости курсом КМ и безопасной скоростью VМ. С помощью РЛС обнаружили встречную цель; с установленной дискретностью измеряются РЛП на цель и дистанция ДР до нее:
КМ,º | VМ, уз | ТЧ.МИН | РЛП, ° | ДР, кбт | ДУПР | ДБЕЗ | условия видимости |
15.03 15.05 15.07 | 27.0 26.4 26.0 | полная |
1.Определить обстоятельства расхождения с целью.
2.Рассчитать элементы движения цели, если определено, что она ¾опасная.
3.Подготовить предложения для принятия решения командира корабля на выполнение маневра расхождения в соответствии с требованиями МППСС-72.
4.Рассчитать маневр расхождения в соответствии с принятым решением на дистанции безопасной ДБЕЗ. Маневр начать на дистанции упрежденной ДУПР.
Решение.
1.Определение обстоятельств расхождения с целью.
1.1.Принять место своего корабля в центре маневренного планшета и считать его условно неподвижным.
1.2.Избрать масштаб для построения треугольников скоростей и позиций. Для треугольников позиций масштаб: одно большое деление сетки планшета равно миле; для треугольников скоростей: одно большое деление ¾ 1 .
1.3.Из центра планшета проложить вектор скорости своего корабля VМо=2,5 .
1.4.По данным замеров РЛП на цель и дистанций ДР до нее нанести относительные позиции цели; провести через них усредняющую прямую линию ¾ получится линия относительного движения ЛОД0.
1.5.Перпендикуляр, опущенный из центра планшета на ЛОД0, есть кратчайшая дистанция до цели ДКР, на которой разойдутся корабли, не меняя своих курсов и скоростей. ДКР=10 кбт.
1.6.Раствором циркуля, равным расстоянию перемещения по ЛОД0 (отрезок К0КП, где КП- относительная позиция цели на текущий момент), определить время сближения с целью на ДКР tКР = 27 мин.
1.7.Определить, каким бортом разойдемся с целью или как она пересечет наш курс (по корме или по носу). Если ДКР = 0, это означает, что через tКР произойдет сближение с целью вплотную.
1.8.Сравнить полученную ДКР с дистанцией безопасной и при ДКР<ДБЕЗ следует вывод, что цель является опасной.
2.Расчет элементов движения цели.
2.1.Провести прямую, параллельную ЛОД0, и в том же направлении конца вектора VМ ¾ относительный курс цели Кrо.
2.2.Произвести предвычисление относительной позиции цели на 10-ю минуту наблюдения.
2.3.Из конца вектора VМо по направлению Кrо отложить отрезок | Vrо |, измерив циркулем отрезок ЛОД0. Помни: величина вектора относительной скорости всегда равна перемещению цели по соответствующей ЛОД за 10 мин. (при выбранном масштабе треугольника скоростей в кбт/мин).
2.4.Соединить центр планшета с концом вектора Vrо ¾ получим вектор скорости цели и соответственно ¾ курс КК. VК = 14 уз, КК = 268.0°.
3.Принятие решения на выполнение маневра расхождения.
3.1. Определить, какое правило МППСС-72 регламентирует сложившуюся ситуацию во взаимном расположении кораблей и как в соответствии с этим правилом надлежит изменить курс корабля, если он должен уступить дорогу. Видимость – полная, ситуация пересечения курсов, регламентируемая правилом № 15 МППСС-72. Цель находится справа и для того, чтобы избежать при выполнении маневра расхождения пересечения курса цели у нее по носу, следует изменить свой курс вправо.
3.2.Определить, существует ли необходимость изменения скорости хода. Корабль следует с безопасной скоростью, текущая дистанция до цели достаточно велика и, памятуя о рекомендациях правила № 8 МППСС-72, маневр расхождения можно выполнить без изменения скорости хода.
3.3 Командир должен назначить безопасную дистанцию расхождения и определить момент начала выполнения маневра (дистанцию упреждения).
4.Расчет маневра расхождения в соответствии с принятым решением.
4.1.Нанести упрежденную позицию цели КУ, которая находится на пересечении ЛОД0 с окружностью радиусом ДУПР.
4.2.Провести одну из границ сектора относительных опасных позиций, которая будет соответствовать изменению нашего курса, предусмотренного принятым решением на маневр.
Необходимо учитывать следующие закономерности изменения направления ЛОД:
если цель приближается с направления впереди траверза, то изменение курса вправо приводит к развороту ЛОД по часовой стрелке, изменение своего курса влево приводит к развороту ЛОД против часовой стрелки;
если цель приближается с направления позади траверза, то эта зависимость будет обратной.
В примере принято решение выполнить маневр расхождения изменением курса вправо. Поэтому ЛОД развернется тоже вправо. Из упрежденной позиции КУ провести касательную к окружности радиусом ДБЕЗ, получится ожидаемая линия относительного движения цели (ОЛОД).
4.3.Построить новый треугольник скоростей. Для этого из конца вектора скорости цели VК провести прямую, параллельную ОЛОД, но в противоположную сторону до пересечения с окружностью скорости своего корабля (так как принято решение: маневр выполнить без изменения скорости хода). Соединить центр планшета с началом построенного вектора относительной скорости цели Vr1 ¾ получим вектор скорости своего корабля VМ1 и соответствующий ему курс маневра КМ1 = 34.0°.
4.4.Определить относительную позицию, по приходу цели в которую маневрирующий корабль может повернуть на прежний курс (позиция КПОВ). Для этого провести параллельно ЛОД0 касательную к окружности ДБЕЗ, которая называется линией окончания маневра (ЛОМ). Точка пересечения ОЛОД и ЛОМ есть позиция КПОВ, а соответствующий ей пеленг называется пеленгом поворотным (ППОВ).
4.5.Рассчитать время маневра. Измерить величину относительного перемещения Sr1 = | КУКПОВ | и величину вектора относительной скорости Vr1. Из отношения Sr1/Vr1 получим время маневра tМ.
Более быстрый способ расчета tМ заключается в следующем. Раствором циркуля, равным величине вектора Vr1, интерполируя, измерить тот же отрезок ОЛОД ¾ | КУКПОВ |.
Выполнив все расчеты, вахтенный офицер обязан доложить командиру корабля свои предложения на выполнение маневра. Например: «Товарищ командир, для расхождения с целью № 1 на дистанции безопасной 30 кабельтовых, с дистанцией упрежденной 50 кабельтовых, предлагаю курс маневра 34 градуса, скорость 15 узлов. Разойдемся с целью по пеленгу 318 градусов. Время маневра 12 минут».