Обучение на туристской тропе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

ЛЕКЦИЯ 2

У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздейст­вия» - ум, душа и тело растущего человека.

Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духов­ный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отноше­ние к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отно­шения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем бо­гаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею.

В настоящее время, когда школа практически устранилась от вос­питания подрастающего поколения, оставив себе лишь функцию обучения, туристско-краеведческая деятельность может помочь лик­видировать этот пробел. Причем воспитательная роль туризма за­ключается не только в благотворном влиянии на детей, но и в форми­ровании более демократичных, творческих взаимоотношений учите­ля и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.

Таким образом, туризм как не одно другое направление дополни­тельного образования решает одновременно важнейшие педагогиче­ские задачи:

- комплексное воздействие на ребенка: обучение, оздоровление,
профессиональная ориентация, социальная адаптация и, главное,
воспитание;

- коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе об­разования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся.

Сегодня школа рассматривает туристско-краеведческую деятель­ность как «образовательное и воспитательное средство», выделив, в первую очередь, ее обучающую функцию, основу которой составляет краеведение. Школьное краеведение превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного предмета со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать тот или иной предмет на богатом конкретном материале, позволяет ему увязывать общие закономерности развития страны с особенностями развития данной местности. Осуществляя краеведческий принцип преподавания основ наук, учитель способствует перерастанию зна­ний учащихся в убеждения.

В процессе сбора материалов по истории, географии, культуре и экологии родного края дети учатся наблюдать, выделять главное и наиболее интересное, обрабатывать и анализировать полученные све­дения. Собранные материалы оформляются в музее или методиче­ских кабинетах и используются учителями на уроках и для самосто­ятельной работы учащихся. Краеведение расширяет кругозор школьников, повышает научный уровень обучения.

Богатейший учебный и воспитывающий материал дают прогулки и экскурсии учителям начальной школы. Работая над темами «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», они знакомят малышей с приро­дой родного края, учат их наблюдать и беречь ее.

Невозможно изучать географию без походов и экскурсий по родно­му краю. Полностью на краеведческом материале дается тема «При­рода области». Особенно полезны походы и экскурсии для городских школьников, которые таким образом наглядно знакомятся с такими понятиями, как «рельеф», «гидрография», «почва» и др. И в самом деле: что, например, отложится в мозгу ребенка при быстро мельк­нувшей за окном поезда или автобуса форме рельефа местности, ко­гда учительница едва успеет крикнуть: «Смотрите - вот овраг!», - а он уже промелькнул и исчез вдали. А что даст знакомство с этой фор­мой рельефа туристу, который, встретив на своем пути овраг, будет долго и трудно спускаться вниз, а затем карабкаться наверх по скользкой тропе? Успех изучения темы зависит от практического ис­пользования знаний, полученных учащимися в походах и экскурси­ях, и систематизации их на уроке.

Использование краеведения в процессе изучения литературы дает возможность соотнести личность писателя, его героев и описывае­мых событий с определенной местностью и исторической эпохой, пробуждает интерес к судьбе писателя. А богатство и разнообразие впечатлений и эмоций, получаемых в походах, побуждает некото­рых школьников к литературному творчеству.

Бытует мнение, что краеведческий принцип преподавания можно ис­пользовать лишь в предметах гуманитарного цикла. Наш опыт говорит о другом: на уроках математики при изучении тем «Решение задач на проценты» и «Обыкновенные дроби» учитель может использовать зада­чи с туристским и краеведческим содержанием, местные статистиче­ские данные. Возможно также сочетание работы на уроке с занятиями в математическом и туристском кружках. Так, на уроке изучалась те­ма «Шкалы», на занятиях туристского кружка - «Устройство компа­са», тема «Углы» сочеталась с изучением в кружке темы «Азимут».

Наблюдательности и умению из многообразия увиденного и услы­шанного выделить главное, умению быстро записать рассказ очевид­ца, проанализировать его - всему этому школьника надо научить. Эта учеба коренным образом отличается от обучения в школе. Не все уче ники заинтересованы в учебе, многие считают урок подневольным трудом. Учителю приходится тратить немало усилий, чтобы добиться внимания учеников к излагаемому на уроке материалу. Другое дело в походе - здесь свободное восприятие увиденного и услышанного. Большую роль играет влияние товарищей. Стоит одному из участни­ков похода обратить на что-то внимание, с увлечением рассказать о чем-то, и это не проходит мимо внимания других ребят. В походе рас­ширяется возможность воспитания любознательности, стремления к познанию окружающего мира. Опытный педагог может использовать эти возможности с целью обучения и умственного развития детей.

С целью развития наблюдательности можно практиковать различ­ные тренировки, игры, соревнования. Например, группа пересекла ручей. Прошли 200 метров, и руководитель спрашивает: «Кто отве­тит, каково течение ручья? Течет он слева направо или наоборот? Ка­кова ширина ручья?» или: «Кто вспомнит, какие деревья преоблада­ли на вчерашнем биваке?»

Тренировочные задания могут быть различными: описать привал у реки, дать объективную картину природы у кургана, записать беседу с местным жителем. Обязательным условием тренировки является кол­лективный разбор ученических работ, где руководитель только делает обобщение, а обсуждение ведут сами туристы. Целесообразнее всего такое обучение проводить во время тренировочных походов, с тем что­бы ребята были подготовлены к будущим многодневным походам, мог­ли правильно воспринять все, что им предстоит увидеть и сделать.

Учащиеся, как правило, добросовестно выполняют задания только тогда, когда понимают их необходимость и полезность. Поэтому следу­ет не навязывать юным туристам ту или иную тему экспедиционных заданий, а постараться подвести их к самостоятельному выбору инте­ресного, посильного и в то же время общественно полезного дела.

Опыт говорит, что знания становятся прочными лишь тогда, когда применяются на практике, ведь практика, как известно, - критерий истины.