XX.съезд КПСС 3 страница

Большое значение для окончательной ликвидации колони­ального гнета во всех его формах и проявлениях имел проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внесенный Советским Союзом на рассмот-


рение XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. Все страны мира, кроме колониальных держав — США, Велико­британии, Франции, Португалии, Бельгии, Южно-Африканского Союза, Испании, Австралии и Доминиканской Республики — 14 декабря приняли Декларацию.

(J) Почему Декларация была отвергнута колониальными стра­нами?

5 февраля 1960 г. по инициативе общественных и правитель­ственных кругов многих стран Азии, Африки и Латинской Аме­рики ВЦСПС, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами учредили Университет дружбы наро­дов в Москве. 22 февраля 1961 г. ему было присвоено имя Пат-риса Лумумбы, отдавшего жизнь в борьбе за свободу и незави­симость Конго. В 1965 г. в УДН обучалось 3 тыс. студентов и свыше 100 аспирантов из 82 стран. Кроме того более 12 тыс. студентов из развивающихся стран обучались в вузах других го­родов Советского Союза. Необходимо отметить, что наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами ино­странные студенты изучали обязательную для всех историю КПСС

@ Каковы были условия приема иностранцев в советские вузы ?

Большое внимание проблемам национально-освободитель­ного движения, борьбе против колониальной системы империа­лизма, перспективам развития стран, добившихся политической независимости, уделило Совещание представителей коммуни­стических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в 1960 г.

@ В чем значение Совещания?

Наряду с мирными формами поддержки национально-осво­бодительного движения народов Советский Союз использовал и свое военное давление на агрессоров и оказывал помощь во­оружением, обучением кадров для национальных армий. Непрек­лонная позиция СССР помогла отстоять независимость араб­ских стран: в 1956 г. — Египта, в 1957 г. — Сирии, в 1958 г. — Ливана, Ирака, Иордании, в 1962 г. — Йемена, Алжира; спо­собствовала освобождению Западного Ириана (Индонезия) 6т


господства Голландии. Были поддержаны в антиимпериалисти­ческой борьбе народы Панамы и Кипра. Советский Союз вы­ступил против вмешательства бывших колонизаторов во внут­ренние дела Конго, Занзибара, Гвинеи-Бисау, Анголы, Мозам­бика и др.

© Какова цена помощи и ее эффективность?

Таким образом, советское руководство в сшей политике под­держки национально-освободительного движения отдавало пред­почтение странам, ориентированным на дальнейшее социали­стическое развитие.

® Какими были последствия социалистического наступления?

Борьба за ослабление международной напряженности

Пытаясь выйти из обостряющейся конфронтации, советское руководство искало различные пути и методы разрешения кон­фликтных ситуаций, не забывая и об усилении своей военной мощи. В 1956 г. XX съезд КПСС констатировал, что в СССР нет классов или групп, заинтересованных в войне; экономика Советского государства носит мирный характер и для своего развития не нуждается в войнах. Советский Союз отвергает войну как средство развязывания революции в других странах, он ис­ходит из того, что установление нового общественного строя в той или иной стране — это внутреннее дело народа каждой страны.

© В чем новизйа внешнеполитического курса КПСС?

Вместе с тем Советский Союз к концу 50-х годов уже имел огромный потенциал термоядерного оружия, способного по­разить любую точку на земле. Большинство промышленно­сти СССР было занято в сфере военного производства, советское руководство было настроено решительно в целях достижения всемирного социализма. КПСС считала оппор­тунизмом любое соглашение с капиталистами по поводу уп­равления обществом.

@ Как это соотносилось с принципом мирного сосуществования ?


18 сентября 1959 г. Советский Союз внес на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект Декларации о всеобщем и полном разоружении, в основе которого лежали идеи Конвенции о всеобщем и полном разоружении, предло­женные СССР еще в 1928 г.

(J) Сопоставьте два документа.

Конечно, уничтожение всех видов вооружений до минималь­ного уровня, необходимого для поддержания порядка внутри каждой страны, было нереально в период идеологического про­тивоборства двух противоположных социально-экономических систем государственного развития. Однако сокращение вооруже­ния и армий было реальным и необходимым. В январе 1960 г. СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 1 200 000 человек, затем внес в ООН предложения о немедленном прекращении испытаний атомного и водородно­го оружия, о создании в Центральной Европе и на Балканах безатомной зоны, о выводе всех иностранных войск с террито­рий европейских государств и ликвидации военных баз на чу­жих территориях. Советский Союз настойчиво добивался заклю­чения пакта о ненападении между государствами НАТО и ОВД, а также заключения соглашения о предотвращении внезапного нападения одного государства на другое и т.д.

Исходя из того, что не удавалось договориться о запрещении всех видов испытаний ядерного оружия, Советское правитель­ство предложило правительствам США и Великобритании под­писать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. 5 августа 1963 г. соглашение было подписано в Москве.

Осенью 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято советское предложение «не размещать в косми­ческом пространстве любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения».

В конце 1963 г. Советское правительство обратилось с по­сланием к главам государств стран мира, в котором предложило заключить договор или соглашение об отказе государств от при­менения силы для решения территориальных споров и вопро­сов о границах, что несомненно способствовало бы ослаблению международной напряженности, предотвращению войны.

29 января 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки во-


оружений и смягчение международной напряженности». В нем были предложены различные меры, направленные на быстрей­шее достижение соглашения о всеобщем и полном разоруже­нии, среди которых: сокращение общей численности вооружен­ных сил государств; сокращение военных бюджетов на 10—15%; уничтожение бомбардировочной авиации; запрещение испыта­ний ядерного оружия под землей и др.

® Какой была реакция западных держав?

Таким образом, в середине 50-х—середине 60-х годов СССР выдвигал различные конкретные предложения, направленные на укрепление мира, создание доверия между капитализмом и социализмом, снижение военного потенциала противоборству­ющих сторон. Однако слова не всегда подкреплялись делами, предложения часто не соответствовали взаимной удовлетворен­ности сторон.

Роль Н.С.Хрущева в дипломатии ,

Активизация внешней политики середины 50-х—середины 60-х годов во многом связана с эмоциональной личностью и кипучей деятельностью руководителя Советского государства Никиты Сергеевича Хрущева. В отчетном докладе ЦК XX съез­ду партии он выдвинул ряд важнейших теоретических положе­ний по внешнеполитической деятельности КПСС. Исходя из понимания гибели всего человечества в термоядерной войне, Хрущев настойчиво искал мирный путь социалистического на­ступления, что встречало яростное сопротивление со стороны «ястребов» военного курса. Все это не только обостряло идео­логическое противоборство, но и усиливало военное противо­стояние. Вследствие противоречия теории и практики КПСС принцип мирного сосуществования двух противоположных об­щественных систем был очень непрочным. Да и сам Хрущев понимал это, заявив полушутя, полусерьезно американскому пре­зиденту: «У нас с вами соревнование — кто кого быстрее зако­пает».

Н.С.Хрущев — первый советский руководитель высшего ран­га, начавший систематические поездки за рубеж, встречи и пе­реговоры на высшем уровне. Проводя твердую, непримиримую внешнюю политику, он сумел вывести Советский Союз без во-


енных конфликтов из Суэцкого, Берлинского, Карибского кри­зисов.

Вместе с тем именно позиция советского лидера во многом обострила международные отношения. По мнению Хрущева, Албания вела себя «не по своим масштабам». Результат - раз­рыв отношений Албании с СССР и соцсодружеством. Неприми­римость к Мао Цзэдуну обернулась прекращением поставок в Союз концентрата вольфрама и риса, другого сырья, промыш­ленных товаров и продовольствия. Не способствовали подня­тию авторитета Советского Союза грубые изречения Хрущева: «Мы вас побьем! Мы вас закопаем!», воспринимаемые амери­канцами в буквальном смысле, хотя выражали они программ­ное положение о неизбежности экономической победы комму­низма во всем мире. «У нас производство ракет поставлено на конвейер, — грозно предупреждал Хрущев своих потенциаль­ных противников, — ракеты выходят как колбаса из автомата». Остается сожалеть, что было не наоборот.

Неуемная задиристость советского лидера исходила из идео­логической запрограммированности образа врага. Казалось, ис­тория работает на нас: рушилась колониальная система импе­риализма; в СССР был «полностью и окончательно построен социализм», по сводкам ЦСУ СССР, ежегодный прирост со­ветской продукции составлял 10—15%, «Советы вырвались в кос­мос»; осудив культ личности Сталина, «советский народ обрел свободу» и был полон энергии и активности, хотя и не верил своему лидеру — Хрущеву, что в 80-е годы СССР обгонит США и советские люди будут жить уже при коммунизме. Многие ил­люзии и воинственность руководителя передавались широким слоям общества. Конфронтационность, упрощенное видение ми­ра сводили на нет результаты всеобщего мира, вели к обостре­нию международной обстановки, росту военных расходов, сни­жению жизненного уровня народа.

Пытаясь показать «преимущества, приоритеты первой стра­ны социализма», расширение и укрепление социалистической системы, единство политических взглядов, Хрущев по-барски раздавал советские награды, присваивал звание Героя Совет­ского Союза. Были отмечены золотыми звездами лица, ничего общего не имеющие с героизмом советских людей — Фидель Кастро, Янош Кадар, Гамаль Абдель Насер, Мухаммед Амар, Бел Белла и даже убийца Троцкого — Рамон Меркадер. Не обо­шел «хозяин» и себя, закончив карьеру с четырьмя звездами Героя Социалистического Труда.


Основные события и даты

Внеочередной XXI съезд КПСС — 27 января —5 февраля 1959 г.

Установление дипломатических отношений с правительст­вом Фиделя Кастро Рус — 10 января 1959 г.

Начало возведения Берлинской стены — 13 августа 1961 г.

Учреждение Университета дружбы народов в Москве — 5 февраля 1960 г.

Подписание соглашения между СССР, США и Великобри­танией о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфе­ре, космосе и под водой — 5 августа 1963 г.

Соглашение об установке «красного телефона» прямой свя­зи между Белым домом и Кремлем — 20 июля 1963 г.

Контрольные вопросы

1. Как корректировались основные принципы внешней по­литики?

2. Каковы были взаимные интересы социалистических стран?

3. Каковы общие черты внешнеполитического курса СССР и капиталистических стран?

4. Какие формы помощи оказывал СССР национально-ос­вободительным движениям?

5. Судьба советских инициатив по разоружению.

6. Успехи и просчеты Хрущева в дипломатии.

Источники и литература

Борисов О.В., Колосков Б. Т. Советско-китайские отношения, 1945-1970. М., 1972.

Кирпиченко В.А. Из архива разведчика. М., 1993.

Советский Союз в борьбе за ликвидацию колониальной сис­темы. (1960—1982 гг.); Документы и материалы. М, 1984.

Советский Союз и Организация Объединенных Наций. Т. 1-2. М., 1965.

Хрущев СЛ, Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2 т. М, 1994.

Шектор Дж., Дерябин П. Шпион, который спас мир: Как советский полковник изменил курс «холодной войны». В 2 кн. М., 1993.


Проблемы для самостоятельного изучения

1. Обострение противостояния двух социально-экономиче­ских систем.

2. Отношения СССР с Югославией, Китаем и Албанией.

3. Советско-американские отношения.

4. Материальные и финансовые долги Советскому Союзу.

5. Роль СССР в ослаблении международной напряженности.

6. Роль личности руководителя страны во внешнеполитиче­ском курсе.


26. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ЖИЗНЬ СТРАНЫ В СЕРЕДИНЕ 60-х-

СЕРЕДИНЕ 80-х ГОДОВ

ИЗМЕНЕНИЯ В ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОМ РУКОВОДСТВЕ.

КУРС КПСС НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ. УСИЛЕНИЕ БЮРОКРАТИЗАЦИИ

ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. РОЖДЕНИЕ

СОВЕТСКОЙ МАФИИ. ДУХОВНАЯ АТМОСФЕРА ОБЩЕСТВА.

Изменения в партийно-государственном руководстве

В октябре 1964 г. Хрущев был освобожден от всех партийных и государственных постов «по состоянию здоровья» и отправ­лен на пенсию. Хотя это и было неожиданно для советского народа и мировой общественности, но вполне закономерно и обоснованно. Уже к началу 60-х годов популярность Хрущева резко упала. Его соратники открыто с критикой не выступали, скептическое отношение народа к власти выливалось в комиче-ско-анекдотические оценки государственного управления. Лю­ди не верили в наступление коммунизма через 20 лет, ощущали все больший недостаток в продуктах питания, доброкачествен­ной одежде, жилье, благах цивилизации. Особенно зримо было отступление от демократических форм управления и гонение на инакомыслящих. Проявлялась все большая тенденция к во­люнтаризму в руководстве, оформлялся новый культ личности.

(2) Каким был официальный срок пребывания на высших руково­дящих постах?


В отсутствие находившегося на отдыхе в Крыму Хрущева 12 октября 1964 г. на расширенном заседании Президиума ЦК КПСС был поставлен вопрос о его смещении. 14 октября был созван Пленум ЦК, на котором с докладом выступил М АСуслов. Главный идеолог КПСС вопреки основному принципу маркси­стско-ленинской теории — самокритичности и коллегиальности руководства — все просчеты социалистического строительства воз­ложил на Хрущева, и не было ни одного возразившего.

@ Почему никто не возразил ? Как Хрущев оценил свою отставку ?

Открытого и подробного анализа деятельности Хрущева ни на Пленуме ЦК, ни в партийных организациях не прозвучало. Новое партийно-государственное руководство и все оставшее­ся старое считало, что страна не выдержит еще одного XX съез­да, так как народ все больше и больше терял веру в «ленинскую гениальность» партийных руководителей. Даже похороны Хру­щева, стоявшего у руля страны 11 лет, стали исключением погре­бального ритуала партийно-советских руководителей. Хрущев был скромно похоронен в 1971 г. на Новодевичьем кладбище.

@ Кто автор надгробного памятника Н.Хрущеву?

Смена политического руководства в октябре 1964 г. лишь номинально затронула верхний эшелон власти. Первым секре­тарем ЦК КПСС был избран 58-летний Л.И.Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал 60-летний А.Н.Ко­сыгин. В ноябре 1965 г. в связи с формальным решением Пле­нума ЦК не оставлять на активной политической и государст­венной работе членов партии старше 70 лет подал в отставку Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР Н.В.Подгорный. Принцип коллективного руководства и разде­ления властей продолжал носить формальный характер, ибо все вопросы по управлению огромной страной решались в партий­ной инстанции. Начиная с 1977 г. руководитель ЦК КПСС стал совмещать и должность главы Советского государства вплоть до первого Президента Союза ССР.

@ Какова карьера новых руководителей СССР?

Особенностью партийно-государственного руководства стра­ной стал фактор личной преданности, землячества и даже


родственных отношений, а не демократическая выборность и деловые качества руководителя. Все это концентрировало власть, укрепляло единовластие, порождало культ личности, утвержда­ло догматизм учения марксизма-ленинизма о развитии социа­лизма.

@ Почему нарушалась партийная законность и человеческая этика?

Курс КПСС на дальнейшее развитие социализма

Осудив волюнтаристическое, командно-административное правление Хрущева, руководство «третьего поколения» попы­талось наметить и обосновать дальнейший курс социалистическо­го строительства интенсивной законотворческой деятельностью. Однако большинство законов — о правах местных Советов или самостоятельности промышленных предприятий, об экологи­ческой чистоте или правах человека носили декларативный ха­рактер, фактически нейтрализовывались массой ведомственных распоряжений и местных постановлений, а зачастую игнориро­вались самими же законодателями. И весь правовой беспредел, как и надуманность и туманность дальнейшего курса обществен­но-политического развития, закономерны и объяснимы.

Во-первых, в верхнем эшелоне управления находились вос­питанники сталинской кадровой системы, не привыкшие прини­мать самостоятельных решений и брать ответственность на себя.

Во-вторых, нормой жизни становилась двойная мораль, а расхождение между словом и делом — обычным способом су­ществования.

(9) Какой был выход из создавшегося положения ?

Традиционно курс на развитие социализма определял пар­тийный съезд. С 29 марта по 8 апреля 1966 г. в Москве работал очередной, XXIII съезд КПСС. Около 5 тыс. делегатов пред­ставляли почти 12,5 млн. членов и кандидатов в члены партии. Съезд подчеркнул важность роли Советов в развитии советской демократии. Предлагалось активизировать деятельность сессий Советов, расширить круг обсуждаемых депутатами вопросов, по­высить ответственность исполнительных органов перед ними, расширить полномочия депутатских комиссий с более широ-


ким привлечением общественности. В решениях съезда было указано на необходимость усиления роли профсоюзов и комсо­мола в осуществлении задач коммунистического строительства. На съезде отмечалось, что «успехи коммунистического строи­тельства во многом зависят от размаха и уровня идейно-поли­тической работы партии среди трудящихся... В центре идеоло­гической работы должно стоять воспитание трудящихся в духе высокой политической сознательности и коммунистического от­ношения к труду».

(J) Какие традиционные, но не свойственные партии вопросы обсуждал съезд?

Таким образом, продолжал нарушаться основной жизнен­ный принцип — материальной заинтересованности трудящихся в создании материально-технической базы коммунизма, при­оритетом оставалась политическая сознательность граждан. По­вышение революционной бдительности, разоблачение идеоло­гических диверсий против соцсистемы оставались основой внут­ренней и внешней политики, вели к подавлению инакомыслия и обострению международных отношений.

ХХШ съезд реорганизовал политические формы руководст­ва страной. Во-первых, из Устава партии был исключен пункт об обязательной сменяемости кадров партийного руководства. Во-вторых, вместо Президиума ЦК вновь вводилось Политбю­ро ЦК. В-третьих, вновь был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС, которым стал Л.И.Брежнев.

@ О чем свидетельствовали изменения Устава КПСС?

Новое руководство, учитывая нереальность выполнения Про­граммы КПСС, смещает акцент идейно-теоретической основы своей деятельности с пропаганды целей коммунистического стро­ительства на пропаганду уже достигнутого реального социализ­ма. В 1967 г. в докладе о 50-летии Великого Октября Л.И.Бреж­нев заявил, что главным итогом пройденного советским наро­дом исторического пути является построение развитого социа­листического общества. Данная концепция отражала основные направления дальнейшего курса КПСС.

Первое: социализм в СССР построен, что было закреплено еще в Конституции 1936 г. и немалая заслуга в этом принадле­жит Сталину.


Второе: развитие социализма продолжается и расширяется по всему миру.

Третье: построение коммунизма — процесс длительный и за­висит от цдеологаческого противоборства и военного паритета двух противоположных общественных систем.

@ В чем особенность намеченного курса ?

Политические противоречия

Говоря о построении социализма в СССР, имея в виду ле­нинское определение его как общественно-экономического строя, превосходящего капиталистический, советские руково­дители не могли объяснить нехватку продовольствия, товаров широкого потребления, рост алкоголизма и спекуляции, кор­рупции и падения дисциплины, апатии и карьеризма. Все нега­тивные явления в обществе выдавались за отдельные недостат­ки и пережитки частно-капиталистической психологии.

(?) Что вы понимаете под «пережитками частно-капитали*-стической психологии» ?

Однако политические противоречия, наиболее ярко проявив­шиеся в середине 60-х—середине 80-х годов, сложились еще в 30-е годы. Они характеризовались следующим.

Во-первых, огосударствлением собственности на средства про­изводства, хотя формально существовала и общественная собст­венность в виде колхозно-кооперативной. Однако она была второ­степенной по сравнению с государственной, да и распоряжался ею, как и государственной, партийно-государственный аппарат.

Во-вторых, продолжала действовать и укрепляться бюрокра­тическая система управления, независимая от инициативы «низов».

В-третьих, демократия была ограничена, носила избранный характер. Настойчиво создавалась видимость всенародного уп­равления.

В-четвертых, уравнительные административно закрепленные нравственные ценности социальной справедливости домини­ровали над экономическими формами стимулирования труда.

В-пятых, идеология подавляла личность, инициативу творчест­ва, диктовала догматические формы общественного управления.

@ Чем объяснить отмеченные политические противоречия?


Противоречивостью советской политической системы яв­лялся ее замкнутый характер, так как все ее составные эле­менты определялись государством и были конституционно закреплены. 7 октября 1977 г. была принята очередная Кон­ституция СССР, в которой констатировался «всемирно-ис­торический переворот человечества от капитализма к социа­лизму». Отмечалось и то, что «в СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие про­изводительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа... в котором на ос­нове сближения всех классов и социальных слоев, юридиче­ского и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ.

Это — общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся — патриотов и интернационалистов.

Это — общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

Это — общество подлинной демократии...»

@ Соответствовало ли это действительности?

В Основном Законе были конституционированы составные элементы политической системы — КПСС, Советы, профсою-зы, комсомол, общественные организации, а ст. 6 гласила: «Ру­ководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Со­юза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспекти­ву развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью совет­ского народа, придает планомерный, научно обоснованный ха­рактер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конститу­ции СССР».

(х) Соответствовала ли ст. 6 принципам демократизма?

Таким образом, даже в Основном Законе советского обще­ства было закреплено главное политическое противоречие.


Усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата

Закрепив конституционно в качестве руководящей и направ­ляющей силы советского общества КПСС, все остальные об­щественные организации должны были выполнять роль «при­водных ремней» от партии к массам, а не наоборот, что лишь укрепляло верхушку партийного руководства страны. КПСС про­низала все общественно-политические структуры страны, отда­вая фактические приказы по ее жизнедеятельности, а зачастую сдерживая инициативу масс. Даже высший законодательный ор­ган государства — Верховный Совет СССР восьмого созыва (14 июня 1970 г.) состоял на 72,3% из коммунистов, которые выполняли указания XXIII съезда КПСС о мерах по усилению работы верховного органа власти страны. Таким образом, пар­тийные указания были выше государственных законов, кото­рые также принимались по указаниям партии и выполнялись по воле партийного начальства.

Q) Что это означало?

8 марта 1967 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучше­нии работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящих­ся». В декабре 1968 г, ЦК КПСС и Совет Министров СССР ут­вердили «Положение об органах народного контроля СССР», в котором подчеркивалось, что «в органах народного контроля со­четается государственный контроль с общественным контролем». В июле 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление о мерах по дальнейшему улучшению работы судебных и прокурорских органов по охране интересов государства, социалистической собственности, прав граждан, по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, по воспи­танию советских людей в духе неуклонного соблюдения законов и правил социалистического общежития. Вышеперечисленные до­кументы показывают вседозволенность партийных органов, фак­тическое усиление партийно-государственного аппарата.

@ Какая роль в вышеперечисленных постановлениях ЦК КПСС отводилась государственным органам и общественным орга­низациям ?

Партийный диктат, огосударствление и бюрократизация об­щественных структур привели к тому, что советская политиче-


екая система потеряла гибкость управления обществом, спо­собность реагировать на общественные интересы. Она стано­вилась тормозом социально-политического развития страны. Правилом стала практика назначения на различные руководя­щие должности преимущественно членов КПСС с утверждени­ем кандидатур в различных партийных инстанциях. Так фор­мировался не профессиональный состав руководителей, а созда­валась номенклатура партийно-административного аппарата, класса-паразита, единственного работодателя и судьи в СССР.

@ Была ли политическая оппозиция в СССР?

Питательной средой стремительного размножения бюрокра­тии стало господство внеэкономического принуждения, что яв­лялось следствием монопольного положения государственной собственности, фактическим хозяином которой являлись чиновники-управленцы. В то же время собственно экономиче­ских интересов у номенклатуры не было, главной ее задачей было удержание своих распорядительных позиций. Это относи­лось и к самому верхнему эшелону управления. Так, уже на ХХШ съезде КПСС значительно усиливается «команда Бреж­нева». В состав ЦК были введены верные Леониду Ильичу Г.Ро­манов, Н.Тихонов, С.Трапезников. Кандидатами ЦК стали со­ратники Генерального секретаря К.Черненко и Н.Щелоков, сек­ретарем ЦК КПСС ~ М.Соломенцев.

@ Каковы жизненные вехи окружения Брежнева ?

Не компетентность и профессионализм, моральные и нрав­ственные устои, а личная преданность и «управляемость» как главные критерии отбора кадров, протекция и семейственность как основной метод, фактические несменяемость и неподсуд­ность номенклатуры закономерно способствовали сращиванию ее с дельцами теневой экономики.

® В чем причины усиления партийного диктата?

Рождение советской мафии

Фанфарность успехов социалистического строительства, ком­мунистического труда, морального кодекса строителя комму-


низма и «выдающихся заслуг» партийно-советских руководите­лей уже не могли затуманить ясного понимания большинством советских людей того, что в стране создан не просто целый класс номенклатуры партийно-административного аппарата уп­равления, но и существует каста неприкасаемых. Безразличие к нуждам общества, личное обогащение и власть паразитирую­щей части общества были названы в народе итальянским сло­вом — мафия.

© Что вы понимаете под термином «советская мафия» ?

Еще на октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК в своей «трон­ной» речи Первый секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев дал уста­новку политической линии при обсуждении деятельности Н.С.Хрущева. Подчеркнув, что «незачем выливать на себя грязь», он предложил не обсуждать подробно вопрос об освобождении Хрущева, а ограничиться лишь краткой информацией газетных публикаций. Таким образом, определялись вопросы и даже целые зоны деятельности партийного руководства, запрещенные для информации и тем более критики даже партийным соратникам.

Кадровая проблема особо беспокоила нового лидера, ибо от его окружения зависело его политическое долголетие и власть. Став Генеральным секретарем ЦК КПСС, Брежнев восстанав­ливает упраздненное при Хрущеве общесоюзное МВД, реко­мендуя на пост министра своего друга, работавшего вторым сек­ретарем ЦК КП Молдавии, НА.Щелокова. При покровитель­стве Брежнева министр охраны общественного порядка СССР, а с января 1968 г. — МВД Н.Щелоков в 1971 г. становится чле­ном ЦК КПСС, в 1978 г. ему была присуждена ученая степень доктора экономических наук за ряд работ по развитию эконо­мики Молдавской ССР, а в 1980 г. за «большие заслуги» перед Советским государством и в связи с 70-летием со дня рождения ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.