III Емкость рынка
II Классификация рынков
| Виды | Характеристика |
| Товарный рынок | Сфера обмена касается одного товара в самом широком его понимании |
| Потребительский рынок | Совокупность потребителей-индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Наличие массового потребителя, разнообразных форм конкуренции |
| Рынок товаров производственно-технического назначения | Совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги для производства других товаров. Меньшее число покупателей, закупающих товары в большом количестве. Системная продажа |
| Рынок перепродаж | Совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары для их перепродажи или сдачи в аренду |
| Рынок государственных учреждений | Государственные учреждения различных уровней, покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функциональных обязанностей |
| Рынок продавца | Позиция продавца на рынке сильнее позиции покупателя. Спрос превышает предложение товара |
| Рынок покупателя | Позиция покупателя на рынке сильнее позиции продавца. Предложение товара превышает спрос, пусть даже незначительно |
| Рынок страны | Сфера обмена охватывает всю национальную территорию |
| Мировой рынок | Совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредованы международной торговлей |
| Локальный рынок | Сфера обмена охватывает район |
| Потенциальный рынок | Совокупность потребителей, проявляющих интерес к определенному товару (услуге) |
| Доступный рынок | Группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному товару (услуге) |
| Освоенный рынок | Совокупность потребителей, уже купивших какой-то товар (услугу) |
| Закрытый рынок | Товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели, связанные различными формами некоммерческих отношений |
| Открытый рынок | Сфера обычной коммерческой деятельности, практически неограниченного круга независимых покупателей и продавцов. Характерны заключения краткосрочных коммерческих сделок, имеют место частые и резкие колебания цен |
Основным показателем, с помощью которого описывается рынок, является его емкость – объем реализуемого на рынке товара в течение определенного периода времени, как правило, в течение года.
Укрупненная формула расчета емкости рынка:
Е = НП – Э + И
Где НП – национальное производство
Э – объем экспорта
И – объем импорта
Обобщающей характеристикой является стоимостная оценка. Размер емкости рынка зависит от многих факторов, которые группируются в зависимости от видов рынка.
1) для рынков производственного назначения необходимо учитывать следующие факторы:
- перспективы развития отрасли
- размеры инвестиций в отрасль
- изменение в смежных отраслях
- размеры предприятия
2) для рынков товар потребительского назначения необходимо учитывать следующие факторы:
- уровень доходов населения
- уровень платежеспособности населения
- уровень потребительских расходов
- уровень насыщенности рынков товарами
Если емкость рынка мала по сравнению с производственной мощностью предприятия, смысла работать на таком рынке нет, т. к. затраты на изучение рынка вряд ли окупятся. При изучении емкости рынка необходимо изучать различные виды спроса:

ПС – первичный спрос – суммарный спрос на все марки данного товара, реализуемого практически без использования средств и методов маркетинга, т. е. первичные затраты (ПЗ) минимальны.
ТС – текущий рыночный спрос – спрос, характеризующий объем продаж за определенный период времени в определенных условиях внешней среды при определенных затратах средств и методов маркетинга (текущие затраты (ТЗ))
РП – рыночный потенциал – предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, когда их дальнейшее увеличение не приводит к росту продаж и спроса ни при каких условиях (суммарные затраты (СЗ))
СС – селективный спрос – спрос на марку какого-либо товара
При определении емкости рынка очень часто пользуются показателем – доля предприятия на рынке:

– объем продаж изучаемого предприятия на рынке
– общий объем продаж на данном рынке
Доля рынка может быть рассчитана различными способами:
- по объему продаж в натуральном выражении
- в стоимостном выражении
- для определенного сегмента
- относительно объема продаж конкурента
- относительно лидера рынка
Для увеличения величины Д необходимо иметь тщательно разработанную стратегию. Наибольшее практическое использование имеет прогнозирование спроса в стоимостном выражении:
Q = npq
Q – рыночный спрос в стоимостном выражении
n – число покупателей данного вида товара в целом или на рынке конкретного региона
p – число покупок покупателя за исследуемый период времени
q – средняя цена данного товара
Для исследования спроса на рынке используют 3 типа маркетингового исследования:
1) разведочное исследование – маркетинговое исследование, проводимое целью сбора предварительной информации, которая используется для определения проблем и формулировки гипотез развития рынка
2) описательное исследование – маркетинговое исследование, направленное на описание ситуации на рынке. Предполагает ответы на вопросы: что?, кто?, где?, когда?, как?
3) казуальное исследование – маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез с выявлением причинно-следственных связей, «если А, то В»