Отношение цветовых полей

В отношении площадей цветовых полей (или пятен) обнаруживается следующая закономерность: чем тон светлее, тем его площадь по сравнению с темным тоном выглядит больше. При учете этой закономерности обеспечивается зри­тельная равновеликость разных по светлоте цветовых полей, включаемых в композицию. Здесь, видимо, действует закон зрительного удаления и соответственно уменьшения темных цветных полей и приближения (увеличения) светлых. Для создания равномерно заполненной плоскости в ахроматиче­ской композиции при максимальном размере черных пятен минимальная площадь отводится белым пятнам. При использовании близких (серых) ахроматических пятен отно­шения между их площадями принимаются в среднем от 1:10 до 1:1. Аналогичным образом при построении целостной гра­фической композиции устанавливаются взаимоотношения яркостных площадей хроматических цветовых пятен. При этом исходным принимается условие, что равносветлые теплые и холодные цвета, например оранжевые и зеленые или красные и фиолетовые, выглядят по-разному: первые светлее и соответственно кажутся большими по площади, чем вторые.

Как можно заметить, отношения цветов по занимаемой площади напрямую связаны с их отношениями по зрительной удаленности. Наибольшую такую удаленность имеет черный цвет, наименьшую — белый цвет. Изменяя светлоту и площадь цветовых пятен, можно добиться зрительного сохранения или разрушения графической плоскости. Однако следует учиты­вать, что при крайне большой цветовой площади эффект его удаленности имеет обратную силу: светлая площадь зрительно раздвигает пространство, темная — сдвигает, зрительно пода­вляя человека.

Можно выделить также различие цветов по той же зрительной теплоте, легкости и мягкости. (Эти свойства цвета опреде­ляются чисто эмоциональной реакцией зрителя, связывающего его с ощущениями разных по цвету природных материалов и форм, например льда, снега, воды, зелени, песка, солнца, огня и т. д.) В целом оно наглядно проявляется в построении полного цветового круга. Характер этого различия представлен в табл. 6. Необходимо признать, что и он относителен, ибо вытекает из субъективных впечатлений, производимых цветом. Однако схожесть его оценки многими людьми дает основание считать такое различие также принципиальным.

Чрезвычайно важен для построения цветовой графической композиции учет такого художественного свойства цвета, как активность. Определяется она разной степенью чисто зрительного его воздействия на человека. По такому воздействию различают более активные цвета — ярко-красно-оранжевые и менее активные — фиолетово-синие. Нейтральными по воздействию считаются желто-зеленые оттенки.