Нервно - психическое развитие детей первого года жизни.

Сердечно-сосудистая система

Размеры сердца остаются относительно большими, форма его овальная, расположение горизонтальное. Частота сердечных сокращений в 6 мес. – 130 в мин., в 1 год - 120 в мин. АД сист.= 76 + 2н, где н – возраст в мес., диаст. = ½ систолического + 10.

Пульс у детей мягкий, склонный к аритмии. Характерна дыхательная аритмия (учащение пульса на вдохе и урежение на выдохе).

Кроветворение идет во всех трубчатых костях, где до 3 лет присутствует красный костный мозг.

Показатели крови:эритроциты 3.5 – 4.5 х 10 12 /л; гемоглобин 110-140 г/л; лейкоциты 10 х 109/л, в лейкоцитарной формуле преобладают лимфоциты, тромбоциты: 200-300 х 109/л, СОЭ 5-10 мм/час,время свертывания 3-5 мин.

Пищеварительная системаувеличивается в размерах,совершенствуются функции. Слюнные железы созревают к 4 мес., усиливается слюноотделение.

Желудок: складчатость недостаточно выражена, низкая кислотность желудочного сока, низкая активность ферментов. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, постепенно снижается склонность к срыгиваниям.

Кишечник: относительно длинный, изгибы сигмы могут способствовать запорам. Слизистая прямой кишки может легко выпадать при напряжении, т.к. плохо фиксирована.

Печень относительно большая, антитоксическая функция снижена.

Стул при естественном вскармливании - светло-желтый с кислым запахом, при искусственном – серо-желтый, более плотный с неприятным запахом.

Частота стула до 6 мес.- 2-3 раза в сутки, кашицеобразный или оформленный. С 6 мес.- 1-2 раза, оформленный.

Мочевыделительная система развивается, совершенствуются функции почек. Почки опускаются в малый таз, корковый слой и канальцы неразвиты. Мочевой пузырь прилежит к передней брюшной стенке. Мочеточники относительно широкие, извилистые. Уретра короткая, широкая. Частота мочеиспусканий 15-18 раз в сутки, к году до 10 раз. Суточный диурез в год около 600 мл, плотность мочи 1006-1010, водный балланс 60 %.

С 5-6 мес. следует вырабатывать условный рефлекс на мочеиспускание. С 10 мес. – высаживать на горшок.

2 мес. - улыбается, следит за движущимися предметами;

3 мес. – гулит, узнает мать (комплекс оживления), рефлекс на время;

4 мес. – смеется, реагирует на незнакомых, захватывает игрушку;

5 мес. – лепечет, играет игрушкой, узнает близких, различает тон;

6 мес. _ произносит слоги, хорошо ест с ложки;

7 мес. – хорошо захватывает игрушку, стучит ею;

8 мес. – понимает речь взрослых, знает название предметов, интересуется отображением в зеркале, играет ладушки;

9 мес. – играет в прятки, выполняет простые просьбы;

10 мес. – знает части тела, название предметов;

11 мес. – говорит простые слова;

12 мес. – знает 8-10 слов, может играть самостоятельно, складывать кубики, разбирать и собирать пирамидку, сопротивляется, если у него отбирают игрушку.

Органы чувств.

Вкус хорошо развит. Обоняние – резкие запахи различает с первых месяцев, слабые с 7-8 мес., осязание развито, острота зрения и слух снижены.