Понятие государственного управления, его соотношение с исполнительной властью

Жизнь общества настолько сложна и многогранна, что для осуществления разнообразных задач, которые в ней возникают, необходимы определенная упорядоченность и согласованность в действиях людей и их объединений.

Всякая совместная деятельность людей, которая осуще­ствляется в более или менее крупном масштабе, нуждает­ся в управлении и руководстве. Латинский термин «administration» означает руководство или управление.

Административное право, являясь самостоятельной от­раслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую груп­пу общественных отношений, которые складываются, глав­ным образом, в сфере государственного управления, кото­рое является разновидностью социального управления.

Управление представляет собой организующую деятель­ность людей, обеспечивающую согласованность и упорядо­ченность совместной деятельности для достижения обще­ственно-значимых целей.

Государственное управление – разновидность социаль­ного управления, с функционированием которой связано фор­мирование особой правовой отрасли, а именно административ­ного права. Оно проявляется в широком и узком смысле[2].

В широком смысле государственное управление представ­ляет собой часть социального управления, в рамках которого государство осуществляет целенаправленное властное полити­ческое воздействие на общество и все его составляющие.

В узком смысле государственное управление рассматри­вается как юридическая категория, а именно, как подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность компетентных органов и должностных лиц исполнительной власти, осуще­ствляемая в сферах внешнего и внутреннего государственного управления.

В этом случае государственное управление осуще­ствляют органы исполнительной власти: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов РФ. Именно они непос­редственно решают вопросы общего управления, руково­дят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, органи­зациями, оказывают управленческое воздействие на него­сударственные объекты.

Таким образом, государственное управление– одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состо­ящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве раз­личными отраслями и сферами деятельности на основе и во исполнение законов[3].

Основными чертами государственного управления, является то что:

– государственное управление является организующей деятельностью;

– государственное управление – деятельность испол­нительно-распорядительного характера. Основным на­правлением ее является исполнение, то есть прове­дение в жизнь законов и подзаконных актов. Дости­гается эта цель использованием необходимых юри­дически властных полномочий;

– государственное управление – исполнительная дея­тельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-полити­ческим строительством;
– государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», а также она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Как уже отмечалось ранее, государственное управление – это вид государственной деятельности, в рамках которой реализуются задачи исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась от термина «государственное управление». Вместо него в оборот внедрен новый термин «исполнительная власть». Исполнительная власть - одна из трех ветвей единой государственной власти в Российской Федерации. Обладая определенной самостоятельностью в функциональном и компетенционном аспектах, эта ветвь государственной власти тесно взаимодействует с законодательной, то есть предста­вительной, а также с судебной ветвями, создавая, таким образом, систему издержек и противовесов.

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти возложены на аппарат государственного управления во главе с Правительством, который, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах.

Исполнительная власть – необходимый атрибут в механизме любого государства и она обладает специфическими свойствами. Если законодательная власть определяет нормы и правила в отношениях между государством, гражданами и обществом в целом, то на исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих норм и правил[4].

Проблемы соотношения государственного управления и исполнительной власти поднимаются многими российскими учены­ми (например, А.П. Алехиным, А.П. Корене­вым и др.). По их утверждению, органы государствен­ного управления являются органами исполнительной власти. Однако понятие государственного управления более ши­рокое. Исполнительная власть является производной от государственного управления. Она составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая ее исполнительную направленность.

Итак, госу­дарственное управление как государственно-правовая катего­рия представляет собой одну из форм государственной деятель­ности, направленную на исполнение, претворение в жизнь по­ложений законов и иных нормативно-правовых актов, осуще­ствляемую Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти (государственными органами), сущ­ность которой состоит в осуществлении ими нормативно опре­деленных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий.