Формы регулирования

1. Защитное регулирование предназначено для недопущения и ограничения действий, которые создают угрозу для социального благополучия различных групп населения. Оно осуществляется через создание и поддержание правовой базы, обеспечивающей реализацию социальных норм, принципов, гарантий и прав граждан страны в сфере социально-трудовых отношений. Мерами зaщитного регулирования являются запрет дискриминации по любым признакам в сфере занятости, установление квот на трудоустройство инвалидов, запрет увольнения женщин, имеющих маленьких детей или ожидающих рождения ребенка, и др.

2. Поощрительное регулирование способствует созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности, например региональные программы поддержки ма­лого бизнеса.

3.Ограничительное регулирование имеет целью создать препят­ствия отдельным лицам или группам людей действовать таким образом, чтобы они могли получить преимущества по сравнению с другими (запрет на совмещение депутатской и предпринима­тельской деятельности, это распространяется и на госслужащих).

4. Директивное регулирование предполагает руководство трудя­щимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам (трудовое законодательство, тарифные ставки, выход­ные и праздничные дни и др.).

5. Финансовое регулирование (налоги и субсидии) позволяет сти­мулировать рост занятости за счет создания новых рабочих мест, выхода предприятий из сферы «теневого» использования рабо­чей силы, повысить активность граждан по поиску доходного за­нятия и т.д.

6. Регулирование на разных уровнях управления — общегосудар­ственном, региональном, отраслевом, внутрифирменном.

7. Экономическое регулирование занятости реализуется посред­ством определения экономической стратегии и макроэкономи­ческого регулирования. Такое регулирование осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне, что позволяет при подготовке и реализации программ экономического разви­тия в большей мере учесть демографические, социально-эко­номические, природно-климатические особенности отдельных административных образований.

8.Специфика политического регулирования всегда связана с осо­бенностями государственного и политического устройства той или иной страны. Влиятельные политические силы формируют и реализуют подходы к регулированию рынка труда на основе социально-экономических приоритетов развития государства.

В последнее время в России при формировании политики в области управления трудовыми ресурсами применяется про­граммно-целевой подход, в рамках которого осуществляется анализ и прогнозирование ситуации в той или иной сфере (экономика, демография, качество трудовых ресурсов, ситуация на рынке труда и др.), выделение приоритетных направлений развития,обосновываются и конкретизируются стратегические цели со­циально-экономической политики государства, формулируются важнейшие задачи и распределяется ответственность за их реше­ние между органами федеральной и региональной исполнитель­ной власти, а также приводятся показатели, позволяющие оценить степень достижения поставленных целей. Целевые программы находят выражение в виде различных документов, в частности, это «Концепция демографической политики до 2025 года», «Фе­деральная целевая программа развития образования 2012-2020 годы», «Содействие занятости населения на 2013—2020 гг.» и др. Такой подход позволяет обеспечить согласованность принимаемых решений относительно самых раз­личных аспектов регулирования, поскольку учитывает влияние множества факторов (например, потребность экономики в тру­довых ресурсах, потенциал рабочей силы, внутренние миграци­онные процессы, тенденции в развитии экономик других госу­дарств, усиливающие их потребности в рабочей силе, и др.).