Тяжела ты, шапка Мономаха

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Процессный подход к мотивации — группа теорий, утверждающих, что помимо потребностей человеком движут различного рода субъективные оценки (вероятность достичь результата, получить вознаграждение, быть удовлетворенным им), цели, возможность участия в делах организации,

Воздействие стимулов на поведение людей рассматривает теория подкрепления, разработанная В. Синклером. Она предлагает такие способы воздействия на людей, как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание.

Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются действия, имеющие позитивную направленность. При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например прогулов. Нужно, однако, иметь в виду, что отрицательное подкрепление может вызвать не только желательные, но и непредсказуемые негативные реакции; положительное же — только желательные.

На поведение сотрудников можно и не обращать внимания Тогда происходит так называемое гашение, когда при отсутствии подкрепления отрицательных или положительных действий они сами по себе затухают.

Наконец, наказанием является прямое воздействие на человека, направленное на пресечение негативных действий недопущение их в будущем. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы, санкции), снижения социального статуса в коллективе, понижения в должности и т.п.

Подкрепление - воздействие с помощью стимулов на текущее поведение людей.

Формы:

Положительное подкрепление - вознаграждение за успехи.

Отрицательное подкрепление - вознаграждение за отсутствие недостатков,

Гашение — отсутствие подкрепления, вызывающее затухание активности.

 

Включает:

 

1. Теорию ожиданий В. Врума

2. Теорию справедливости Д. Адамса

3. Теорию постановки целей Э. Лока

4. Теорию партисипативного управления

5. Теорию подкрепления В. Синклера.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Попытайтесь сформулировать суть содержательного и процессного подходов к мотивации.

2. Дайте свою собственную оценку достоинствам и недостаткам каждой из приведенных концепций и покажите их применимость к современным российским условиям.

3. Покажите, для каких категорий организаций те или иные концепции подходят в наибольшей или наименьшей степени.

4. Попробуйте определить мотивационную структуру своего поведения и поведения своих товарищей в группе.

 

Глава XVIII

 

На то оно и начальство...

Уровни руководства

Руководители бывают всякие

Главное - не кто руководитель, а какой!

Лидеры существуют не только в спорте