Понятие инновационной деятельности, реактивные и стратегические инновации

Инновационная деятельность

Одной из основных задач управления в организации является управление инновационной деятельностью.

Инновационную деятельность можно рассматривать с двух точек зрения:

1) как средство обеспечения стратегического преимущества организаций, для которых собственно инновации не являются основным видом деятельности;

2) как вид деятельности, продуктом которой становятся конкретные научные, научно-технические и иные результаты, используемые как основа нововведений в других отраслях.

Основным товаром рынка новшеств (новаций) является научный и научно-технический результат, продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

В основе инноваций лежит творческая деятельность высококвалифицированных специалистов.

Инновационный процесс осуществляется с затратами ресурсов в пространстве и времени. Рынок инноваций выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей.

В постиндустриальном обществе новации являются одновременно и факторами, и причинами получения конкурентных преимуществ, а также новых способов конкуренции. Имманентным свойством рынка свободной конкуренции является его стремление к монополизации.

Полученный выигрыш за счет инноваций ведет к занятию промышленным предприятием лидирующего положения в отрасли, увеличению его рыночной доли с соответствующей экономией на масштабе производства.

В результате внедренное новшество выступает в качестве существенного барьера для внедрения последующих инноваций. Однако экономические функции конкуренции обеспечивают обновление в промышленности и экономический рост на основе научно-технического развития.

Укрепившиеся на рынке хозяйствующие субъекты должны искать и внедрять новые способы обеспечения конкурентных преимуществ, чтобы сохранить полученные на основе внедренных новаций.

Инновации дифференцируют на:

1) реактивные инновации, которые направлены на обеспечение сохранения структуры рынка и являются реакцией субъекта рынка на инновационную деятельность конкурентов;

2) стратегические инновации, которые способствуют обеспечению сохранения лидера на рынке или его смене.