Третий этап

Второй этап

Первый этап

Потребность в решении проявляется либо в виде проблемы, либо в виде возможности.

Проблема возникает тогда, когда полученные организацией результаты не отвечают поставленным перед ней целям.

Возможность означает, что менеджеры видят потенциал усовершенствования деятельности организации, позволяющий превзойти текущие цели.

Осознание проблемы или возможности является первым этапом процесса принятия решения. Оно требует изучения внешней и внутренней среды на предмет выявления непредусмотренных отклонений и заслуживающих внимания руководства перспектив. Информация может поступать из бухгалтерских отчетов, управленческой информационной системы и иных источников, призванных идентифицировать проблемы до того, как они перерастут в серьёзные угрозы.

После того как проблема или возможность привлекла внимание менеджера, требуется разобраться в специфике ситуации.

Диагностикой (оценкой) называется этап процесса принятия решений, на котором менеджеры анализируют причинно-следственные связи конкретной ситуации.

Было бы ошибкой сразу перейти к разработке вариантов действий без предварительного тщательного изучения причин возникновения проблемы.

Кепнер и Трего рекомендуют ряд вопросов, ответы на которые позволяют менеджерам выявить основные причины происходящих событий:

- насколько сильно состояние неустойчивости, в котором оказалась компания?;

- когда это произошло?;

- где это произошло?;

- как это произошло?;

- с кем это произошло?;

- насколько оперативно следует устранить проблему?;

- в чем состоят причинно-следственные взаимосвязи?;

- какие действия привели к нежелательным результатам?

С помощью ответов на подобные вопросы менеджеры получают возможность глубже разобраться в причинах возникновения проблемной ситуации.

После того, как проблема или возможность осознана и проанализирована, принимающие решение лица начинают обдумывать будущие действия. Начинается стадия разработки вариантов решений, отвечающих потребностям ситуации и позволяющих устранить выявленные недостатки.

Если решение программируемо, поиск реально осуществимых решений не вызывает затруднений. Обычно, они уже заложены в правила и процедуры организации.

Непрограммируемые решения, однако, требуют новых способов поведения. Для условий, принимаемых в условиях высокой степени неопределенности, удается выработать не более двух приемлемых вариантов. Предлагаемые решения направлены на уменьшение разрыва между текущим и желаемым положениями организации.