Понятие об основных функциях и принципах менеджмента

Основные функции менеджмента

Анализ внутренней среды

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация:

1) кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т. п.;

2) организационный срез включает: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения;

3) в производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок;

4) маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения;

5) финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности; создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение сильных и слабых сторон организации.

Управление - это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами (рис. 8.1).

 

 

Рис. 8.1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента

Главная задача руководства - достичь стоящих перед организацией целей с наименьшими издержками и за кратчайшие сроки. При решении этой задачи теория и практика менеджмента строятся на пяти основных принципах:

- планированиеи выработка решения: определение целей организации и принятие наиболее эффективных решений;

- организация:оптимальное распределение сил и ресурсов;

- мотивация: стремление, чтобы все члены организации работали с наибольшей отдачей;

- контрольи корректировка текущей работы: направлены на осуществление целей организации;

- реакция на внешние и внутренние условия.