Нормальные роды

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди — יחמתני, «йехаматни»; LXX: εκισσησεν— мя мати моя, — говорит пророк (Пс. 50, 7).

Святой Афанасий Великий делает к сему примечание: «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление60; преступление же запо-

-93-

веди ввело брак вследствие беззакония Адама, то есть вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя.

А сказанное: и во гресех роди мя мати моя означает, что общая всем нам матерь — Ева — первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпавших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во гре­хах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху и как рождение стало подлежать проклятию»61.

Чтобы яснее уразуметь мысль Афанасия Великого, по­чему рождение стало подлежать проклятию, нужно обра­тить внимание на отмеченные мною выше слова, что Ева породила грех тем, что возжелала удовольствия, и на самый священный текст псалма. В русско-славянском переводе не передан оттенок ни подлинника, ни перевода Семидесяти, как раз объясняющих, что именно греховного в человеческом рождении и почему. Непонятно поэтому, зачем нужно женщину после родов очищать молитвами, как это делает св. Церковь, и вообще, как смотреть на брак правильно62.

В греческом тексте стоит выражение, как раз не соответ­ствующее слову роди (тогда бы надо: εγεννησεν), а поставле­но εκισσησεν. Последнее происходит от η κισσα — буквально «отвращение беременных женщин от нормальной пищи и болезненный позыв к особенной, кислой, соленой»63. От­сюда εκισσησεν— «страстно захотела, возжелала» (ср. выше у Афанасия Великого: Ева, «возжелавшая удовольствия» от плода с запрещенного древа). Этот же смысл дает и ев­рейский подлинник (от глагола יחמ,йахам — буквально «разгорячаться», откуда уже происходит зачинать ребенка; но теми же словами и о скоте говорится: Быт. 30,41; 31,10).

Таким образом, проклятие и нечистота оскверняют роды и делают женщину виновной потому, что им предшествова­ла и являлась обусловливающим началом похоть. «Похоть же, зачав, рождает грех, — говорит апостол Иаков, брат Гос­подень, — а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15). Отсюда все люди смертны, отсюда же необходимость очище-ния родильницы от нечистоты рождения, которое само по

себе, конечно, не должно содержать греха, Посему-то св. Церковь молится Богу за родильницу:

«Владыко Господи Боже наш... помилуй и прости воль-

-94-

нал и невольная ея прегрешения... и очисти ю от телесныя скверны... Прости рабе Твоей (имярек), днесь родившей, по множеству щедрот Твоих... прости... и всему дому, в немже родися отроча, и прикоснувшимся ей, и зде обрета­ющимся всем»64.

Таким образом, скверна касается не только самой ро­дильницы, но и помещения, в котором она находится, и всех окружающих65. Поэтому Церковь повелевает читать молитвы, очищающие эту заразу греховную, у роженицы на дому (у постели). Но и это еще не все. В сороковой день сама мать, уже очистившаяся и омовенная (отложив лож­ный стыд, если он у нее есть), должна прийти вместе с мла­денцем в храм, и здесь им читаются молитвы, после кото­рых она может невозбранно ходить в церковь и приступать к Св. Тайнам (а до сорокового дня и без молитв и то, и дру­гое совершать нельзя), а младенец — воцерковляется, то есть заносится в число верных христиан и причисляется к Церкви.

Таковы вкратце обязанности христианок, желающих, чтобы на них самих и на их детях почило благословение Божие. Только одна Богоматерь и Приснодева Мария, как «нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая» (из Великого Повечерия), не нуждалась в этих молитвах66, пото­му что не испытала во всю свою жизнь никакой нечистоты, но и Она все-таки, по Своему великому смирению, подчини­лась Закону и пришла в сороковой день с Богомладенцем в храм67 как бы для очищения (Лев. 12, 1-8; Лк. 2, 22).