Понятие и виды перевозок, источники правового регулирования.

 

Транспорт, наряду с промышленностью и сельским хозяйством представляет собой одну из важнейших отраслей народного хозяйства. Экономическая особенность транспорта состоит в том. что он, хотя и не создает каких-либо материальных объектов, но бет него не может осуществляться процесс общественного производства. Транспорт обес­печивает связь между различными регионами республики, ритмичный процесс производства и обращения товаров промышленности и сельс­кого хозяйства, обеспечивает потребности населения в перевозках. Та­ким образом, транспортная деятельность - важнейшая составная часть производственного процесса. Ее экономическая сущность заключает­ся в том, что она является продолжением процесса производства в пре­делах процесса обращения и для процесса обращения.

Предприятия, организации всех форм собственности, в том числе промышленные, сельскохозяйственные, торговые и другие, иные ком­мерческие структуры, предприниматели систематически участвуют в транспортной деятельности, заключая договоры перевозки грузов, обеспечивают выполнение стоящих перед ними задач, как в сфере про­изводства, так и в сфере обращения. Транспортная деятельность пред­ставляет собой совокупность организационных и технологических операций но перемещению грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционную деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договор ной основе или других законных основаниях (ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности»).

Транспортная система в Республике Беларусь включает в себя железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной транспорт. Особым видом является трубопроводный транспорт.

В зависимости от участвующих в перевозке транспортных организаций различают перевозки: в местном сообщении, прямом сообщении и прямом смешанном сообщении. К перевозкам в местном сообщении относятся перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.). Перевозками прямого сообщения являются перевозки, осуществляемые двумя или более транспортными предприятиями, но одним видом транспорта и притом, по одному транспортному документу. Такие перевозки имеют место на железнодорожном, автомобильном и других видах транспорта, кроме морского. При перевозке в прямом смешанном сообщении груз перевозится несколькими транспортными органи­зациями различных видов транспорта по одному транспортному документу. Различаются виды перевозки в зависимости и от видов транспорта, а также перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Учитывая важность, экономическое значение транспортной дея­тельности, Республика Беларусь уделяет большое внимание разви­тию транспортной системы, совершенствованию ее функциониро­вания, совершенствованию управления этой системой.

Государственное регулирование транспортной деятельностью осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Мини­стров Республики Беларусь, республиканскими органами государ­ственного управления транспортом, проводящими государственную политику и координирующими деятельность органов государствен­ною управления в этой области (ст. 10 Закона Республики Беларусь «06 основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 г.).

Республиканским органом государственного управления транспортным комплексом является Министерство транспорта и комму­никаций, подчиняющееся Совету Министров Республики Беларусь, плавными задачами этого Министерства являются проведение со­вместно с Белорусской железной дорогой, Государственным комитетом авиации Республики Беларусь и с участием других заинтересованных республиканских органов управления, облисполкомов Минского горисполкома единой государственной транспортной политики; государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса республики в пределах установленных законодательством; разработка приоритетных направлений развития транспорта; проведение экономической, научно-технической и социальной политики и т.д.

Органами государственного управления транспортом являются также Управления Белорусской железной дороги и Государственный комитет по авиации Республики Беларусь.

Правовое регулирование отношений но перевозкам осуществля­ется как общим гражданским законодательством, так и социальны­ми нормативными актами. Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа сформулированы в Гражданском кодексе Респуб­лики Беларусь. В соответствии с ГК приняты Законы: «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 г.; «О железнодорожном транспорте» от 6 января 1999 г.

Общие условия перевозки определяются также транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издавае­мыми в соответствии с ними актами республиканских органов госу­дарственного управления (ст. 738 ГК). В этих нормативных актах более детально регламентируются отношения но перевозкам приме­нительно к отдельным видам транспорта.

К числу специальных нормативных актов, регулирующих транс­портную деятельность в Беларуси относятся: Устав железнодорож­ного транспорта общего пользования, утвержденный Постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г., Устав автомобильного транспорта Республики Беларусь (УАТ), утвержденный Советом Министров Белорусской ССР 24 июня ^ г.(с последующими изменениями и дополнениями); Воздушный кодекс Республики Беларусь (ВК) 1999 г.; Водный коде Республики Беларусь от 13 июля 1998 г.; Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный Постановлением Совета Министров (УВВТ); Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г.

Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств разрешаются в актах Президента и Правительства Республики Беларусь.

Кроме названных уставов и кодексов, отношения по перевозкам регулируются многочисленными ведомственными нормативными 1кгами, которые применяются на отдельных видах транспорта. На всех видах транспорта действуют Правила перевозки грузов, Пра­вила перевозки пассажиров и багажа и многие другие правила, а также дополняющие и конкретизирующие их инструкции, приказы и иные акты. В них закреплены не только правовые нормы, но и тех­нические нормативы деятельности транспорта.

Перевозки грузов между Республикой Беларусь и Россией, а так­же Украиной регулируются двусторонними соглашениями с этими странами о Международном железнодорожном грузовом и пасса­жирским сообщении. Международные перевозки с другими страна­ми регулируются главным образом международными соглашения­ми, конвенциями и обычаями..