II. Развитие защиты АП на Американском континенте

Пересмотр

1. Первая конференция по пересмотру Берн. конвенции - Парижский акт 1896 г.:

· было закреплено понятие «публикация»;

· отменено положение, по которому права автора на перевод ограничивались 10 годами.

· закреплено положение о том, что охрана предоставляется произведению, впервые опубликованному в государстве-участнике Конвенции, даже в том случае, когда автор является гражданином государства, не входящего в Бернский союз. Таким образом, для соблюдения Конвенции достаточно стало соблюдения одного из принципов: территориального или национального.

2. Берлинская конференция 1908 г.:

· установлен срок охраны авторского права, равный продолжительности жизни автора и 50 годам после его смерти.

· расширен круг субъектов произведений искусства, включил в них произведения хореографии, пантомимы, кинематографии, архитектуры и фотографии.

3. Римская конференция 1928 г.:

· принято правило о признании за автором права на трансляцию произведения по радио,

· принято правило о включении в перечень охраняемых прав личных неимущественных прав авторов.

Права автора:

Исключительные права автора:

· на перевод своих литературных и художественных произведений,

· на воспроизведение экземпляров произведения,

· на публичное исполнение драматических и музыкальных произведений,

· на передачу своих произведений по радио и телевидению,

· на публичное их чтение,

· на переделку, запись музыкальных произведений механическим способом, др.

Ограничивая возможность свободного использования произведений (необходимость получения согласия обладателей прав, выплаты гонорара и т.д.), Бернская конвенция не отвечает в ряде случаев интересам развивающихся стран. По инициативе этих стран на Стокгольмской конференции (1967) был подписан специальный протокол для развивающихся стран. В нем установлены менее жесткие правила, чем в основном тексте Конвенции. Но вследствие политики развитых стран, защищающих интересы издательских монополий, звукозаписывающих компаний и других обладателей авторских прав, протока не вступил в силу. В результате принятого компромисса на Парижской конференции (1971) в текст Конвенции были включены некоторые правила, упрощающие распространение переводной литературы в учебных и научных целях в развивающихся странах.

1. Конвенция о создании Союза американских государств в области литературной и художестве собственности - 1889 г. на конференции в Монтевидео.

Основной принцип - принцип национального режима, который был закреплен в последующих американских конвенциях:

Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1902;

Конвенции об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и товарных марок и литературной и художественной собственности 1906;

Конвенции об охране литературной и художественной собственности, 1910

2. Гаванская конвенция 1928 г. -конвенция имеет много общего с римским актом Бернской конвенции (1928). Возник вопрос о необходимости разработки единой всемирной конвенции о защите авторских прав.

Деятельность по унификации норм, проходившая в рамках Лиги Наций и прерванная с началом Второй мировой войны, возобновилась в 1946 г. На Американском континенте была принята Межамериканская (Вашингтонская) конвенция об авторском праве на литературные и художественные произведения (1946), а в 1948 г. на конференции в Брюсселе была в очередной раз пересмотрена Бернская конвенция.

III. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве.

Разработана под эгидой ЮНЕСКО и подписана на конференции в Женеве в 1952 г..

Основные принципы:

· исходит из принципа национального режима, этот принцип является в ней доминирующим,

· преимущественно отсылает к национальному законодательству.

· имеет универсальный характер

· в ней более широко представлены государства с разными системами авторского права,

· большинство участников являются членами Бернской конвенции

· устанавливает охрану прав на опубликованные произведения для граждан стран-участниц Конвенции даже в том случае, если произведение впервые было опубликовано на территории государства - не участника.

· требования к государствам-участникам принять все меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав.

· не раскрывает содержание авторских прав и не дается исчерпывающий перечень охраняемых произведений.

· указывает примерный перечень литературных, научных и художественных произведений, в который входят «произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики, скульптуры».

· в Конвенции специально регулируется только одно правомочие автора — право на перевод. Авторское право включает исключительное право автора переводить, разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений, охраняемых на основании конвенции. Это означает, что в другой стране запрещается издать произведение без разрешения издательства, которое впервые издало его, без уплаты соответствующего вознаграждения.

· Сроки: ни одно государство-участник не обязано обеспечивать охрану произведения в течение срока более продолжительного, чем срок, установленный для произведения данной категории законом государства, в котором произведение было выпущено в свет, но не менее 25 лет.

· Выпуску произведения в свет считается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия. То есть музыкальное произведение будет считаться выпущенным в свет не в момент исполнения, а в момент выхода из печати нот.

· В Конвенции предусматривается необходимость соблюдения определенных формальностей в отношении охраняемых произведений (помещение на произведениях знака авторского права, состоящего из специального символа ©, указания обладателя авторского права и года первого выпуска в свет).

· На дипломатической конференции в Париже (1971) Всемирная конвенция была дополнена правилами, касающимися использования произведений в развивающихся странах, включено правило о воспроизведении, публичном исполнении и передаче произведений по радио.