Терминология при обучении пению. Некоторые певческие приёмы и исполнительские штрихи.

Cтиль.

Развитие чувства стиля. Терминология. Исполнительские штрихи. Работа над манерой пения. О микрофонах и работе с ними на сцене.

 

Стиль исполнения определяется жанром, в котором выступает певец. Например, хип-хоп и блюз требуют различных стилей пения. Конечно, возможно спеть песню «Саro mio ben» (произведение XVIII в.) в стиле блюз, а песню «Yesterday» – в оперном стиле. Некоторые фрагменты оперы Дж. Гершвина «Porgy and Bess» можно исполнить в нескольких стилях. Сегодня певец с хорошей вокальной подготовкой не ограничивается одним жанром и может легко петь в различных стилях. Такие певцы, как, например, Клео Лайн, Пласидо Доминго, Лесли Гаррет и многие другие, демонстрируют нам, как хорошую вокальную технику можно «переносить» из одного стиля в другой.

 

Блюз (Вlues). Часто подразумевается, что «петь блюз» надо для того, чтобы избавиться от «the blues» – тоски. Это настолько важно для исполнителей блюза, что многие поддерживают эту традицию: нельзя играть музыку пока не возникнет «blue feeling» (тоскливое ощущение). Для многих в этом суть искусства; певец или исполнитель, который не может или не выражает блюзовое ощущение, не «блюзмэн». Определённые свойства тембра, включающие «скрипучую» или «рычащую» голосовые техники, ассоциируются с этой манерой выражения, а ровные смягчённые тона, выливающиеся в печальные и скорбные звуки, считаются частью музыкального словаря блюза. Итак, если исполнение блюза можно имитировать, то ощущение блюза, как утверждают его исполнители, нельзя.

Исполнители придают определённое значение способности зарифмовать песню, импровизация же является существенной частью блюза, хотя и не в такой степени, как в других джазовых стилях. Чтобы облегчить импровизацию, независимо идёт ли речь о стихах или инструментах, был создан ряд моделей, самая известная из которых – 12-ти тактовый блюз. Оказалось, что в первом десятилетии 20 века она приняла чёткую форму 3-строчной строфы, в которой повторяется первая строка. Теоретически это давало возможность исполнителю не импровизировать третью, рифмующуюся строку, а выпевать повторение первой.

Блюз, несмотря на кажущуюся простоту музыкальных форм, по своей природе всегда исполняется с бесконечными вариациями. Попросту говоря, это музыкальная форма, состоящая из 8-ми или чаще 12-ти тактов, текст в которой организован следующим образом: первая строчка повторяется дважды, а третья является логичным выводом из предыдущих.

Пример:

Моя крошка убежала от меня с Биллом в Луизиану (утверждение),

О да, она смылась от меня с этим Биллом (вариация 1-ого предложения),

Ну и пёс с ней, найду себе другую крошку (логический вывод).

Характерное узнаваемое «блюзовое» звучание достигается путём использования БЛЮЗОВОГО ЛАДА (3-я и 7-ая ступени темперированного мажорного лада понижены). Исполнитель может брать ноту такой высоты в пределах полутона, какую подсказывает его чутьё.

 

R&B. Частичное слияние блюза, госпела вокальных групп и других форм чёрной музыки отразилось в возникновении обобщённого жанра РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ (R&B)

 

Саунд (Sound) – одна из важнейших стилевых категорий джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса. Определяется способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра, является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе. Понятие саунда применимо также к звуковому стилю ансамблевого или оркестрового исполнения.

 

Свинг (Swing – англ. качание, взмах; свинговая триольность) – это выразительное средство в джазе, характерный тип метро-ритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей граунд-бита. Благодаря этому создаётся впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия, эффект «раскачивания» звуковой массы, расшатывания метрической основы. При свинге возникают метро-ритмические конфликты, сконцентрированные главным образом вокруг основных тактовых долей, которые для усиления импульсивности ритма подчёркиваются сильными акцентами. В этом состоит его отличие от других типов джазового бита. Ритмическая свобода и особенности фразировки, когда солист чуть-чуть отстаёт от бита (что позднее стало общей стандартной техникой свингования на всех инструментах), характерны для исполнителей в стиле свинг.

Элла Фитцджеральд в совершенстве владела техникой вокала, она демонстрировала ясность и интонирование, её ноты спеты абсолютно точно, легко и, что самое главное, с чувством свинга.

 

Скэт (Scat) –заимствованная джазовыми музыкантами из афроамериканского фольклора техника так называемого слогового (безтекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний. В джазе этот приём трансформировался в тип виртуозной импровизации, в которой голос приравнивается к инструменту. Иногда такая вокальная манера обозначается также термином «инструментальное пение». Особенно характерна она для стиля «боп». Скэт – это вокальная импровизация, когда голос подражает инструменту.

 

Боп (би боп) –модерн джаз. Первым стилем современного джаза считается боп. Он характеризовался усложнением гармонии, ритмики, мелодики. Чарли Паркер, известный также как «Берд», назван отцом современного джаза. Его смелая импровизация, совершенно свободно уходящая от мелодического материала темы, явилась своеобразным мостом между сладким звучанием популярного джаза и новыми формами импровизационного искусства. Начиная с бибопа, импровизация заняла центральное место в композиции.

 

Соул (Soul) (англ. душа) – соул музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Под этим понятием подразумевается также стиль вокальной негритянской музыки, возникшей после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел сонга. Соул-джаз представляет собой разновидность хард-бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.

 

Свит (Sweet) (англ. сладкий, приятный) – термин, применяемый для обозначения ряда разновидностей коммерческой развлекательной и танцевальной музыки сентиментального, напевно-лирического характера, а также родственных ей форм коммерциализированного джаза (свит-джаз) и «оджазированной» популярной музыки. К свит-музыке принято относить, например, ранний симфоджаз, танцевальную свинговую музыку (свит-свинг). Элементы свит-стиля можно обнаружить во многих направлениях джаза (кул, фанки, соул, босанова-джаз, джаз-рок), в современной поп-музыке 30-х годов.

 

Спиричуэл (Spiritual) (англ. духовный) – архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Как и блюз, спиричуэл считается одним из истоков джаза.

 

Фьюжн(сплав) – сдержанная нежность, лаконизм, вдумчивая философская манера, мечта о свете и в то же время горечь и ирония, синтез испанской музыки и джаза.

 

Босанова(новая вещь) – песенно-танцевальный жанр бразильской музыки. Лирическая мелодия, склонная к хроматизму гармония. Основана на ритмических формулах мамбы, самбы и румбы.

 

Фри-джаз(свободный джаз) – ладовая пьеса, построенная на простых звукорядах (обрубленные, грубоватые фигуры).

 

У вокалистов большое количество разных терминов и выражений, например: постановка голоса, атака звука, опора дыхания, опора звука, форсировка, направление звука в «маску», снятие звука с дыхания и т.п. Рассмотрим смысл некоторых, наиболее употребляемых терминов.

Постановка голоса – длительная тренировка голосового аппарата для развития всех его качеств с помощью рациональных упражнений.

Атака звука ( от латинского слова attactus – прикосновение) – способ (манера) звукоизвлечения – это сложное движение всех систем и звеньев голосового аппарата, обусловливающих певческий процесс.

Чувство опоры – сложное ощущение, сопровождающее правильное голосообразование. Опора – это особая правильная координация в работе голосового аппарата, рождающая опёртый звук. Чувство опоры – субъективное ощущение.

Высокая позиция звука – вибрационное чувство, связанное с хорошей вибрацией верхних резонаторов (полости выше нёбного свода). Она даёт возможность верно судить о качестве тембра, в котором присутствует частота, называемая верхняя певческая форманта (ВПФ), образующаяся при правильной работе гортани. Тембрально правильно оформленный голос оказывается всегда хорошо летящим в зал. Поэтому, следует не гнаться за силой звука, а работать над выявлением наилучшего тембра, над звучанием голоса в так называемой высокой позиции.

ВПФ(высокая певческая форманта) – важное качество певческого голоса, от которого зависит его звонкость. Она характеризуется группой высоких сильно выраженных обертонов с частотой 2500 – 3000 Гц (у взрослых певцов). Голос, лишённый ВПФ, звучит тускло, теряет всякую плотность.

Диапазон– звуковой объём голоса, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуками, которые могут быть изданы данным голосом. Диапазон – это очень важная характеристика певческого голоса, хорошим считается диапазон, равный 2-м октавам.

Дыхание– это основа певческого звука.

Сила звука – это плотность и мощность звучания.

Артикуляция – членораздельное произношение. Слово «артикуляция» означает «сочленение», «соединение». Это сверхупрощённая оценка комплексной деятельности организма, при которой мысли трансформируются в слова.

Дикция– произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.

В эстрадно-джазовом вокале используется большое количество различных красок и приёмов. Не имея большого голоса, но, овладев техникой этих приёмов, можно стать мастером в своём жанре. Соблюдение в процессе работы определённых стадий и этапов, а также использование специальных исполнительских штрихов помогают развитию музыкально-творческого мышления начинающего певца, а это, в свою очередь, является одной из главных задач воспитания музыкантов-профессионалов.

Драйв – эффект от подчёркивания ритмической пульсации, создающий ощущение равномерного движения.

Джамп (от англ. – прыгать) – эффект упругости, прыгучести, танцевальности исполнения.

Свинг – выделение, акцентирование слабых долей такта и мелких длительностей внутри доли, оттягивание или опережение некоторых длительностей, не выходя за пределы определённого «времени».

Вибрато – ритмичные и плавные колебания голоса с частотой примерно 5-7 пульсаций в секунду. Это лёгкая, но регулярная флуктуация звука. Полётность звука с вибрато выше, чем полётность безвибратного звука. Вибрато является частью полноценного тембра.

Глиссандо –также известен как «слайд». Плавный переход с ноты на ноту, медленное скольжение, плавное движение во всём диапазоне.

Портаменто – приём более короткого глиссандо, свойственный вокальному исполнительству.

Слер – энд – смир /Slur and smear (англ. slur-слитно, smear-смазывать) – характерный для джаза тип короткого восходящего глиссандо, создающего эффект смазывания звука.

Фальцет – пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.

Йодль – также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходес пения «на опоре» на фальцет. С некоторых пор получил распространение так называемый «обратный йодль», заключающийся в резком переходе сфальцета на «опору».

Штробас – очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук специфический, иногда используется в музыке.

Расщепление – приём пения, при котором к чистому звуку примешивается известная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, т.е. шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приёмы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также хорошо известные субтон и фрулато (драйв).

Субтон – пение с придыханием. Примеры этого приёма можно услышать в джазе и поп-музыке.

Фрулато(драйв)– приём расщепления, возможно важнейший в арсенале рок-вокалиста, применяется и в джазовой музыке:

- фальцетный драйв (визговый фальцет) – АС/DC «Thunderstruck»;

- субтоновый драйв – A. Cooper «Poison» (начало);

- грудной драйв – на припеве.

Обертоновое пение («горловое пение») – приём пения, позволяющий использовать расщепление для исполнения обертонов к основному тону. Этот приём позволяет выпевать двузвучия, характерен для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др).

В эстрадно-джазовом вокале большое значение имеет умелое использование мелизматики.

Мелизмы – это различные приёмы украшения основного звука вспомогательными.

Мордент – украшение основного звука. При исполнении мордента опорным является первый звук, что отличает его от форшлага, где акцентируется следующий за ним звук.

Форшлаг – вспомогательный звук или несколько звуков, украшающие основную мелодию. Они записываются мелким шрифтом. Исполняются легко и свободно. Если мелодия начинается с форшлага, то он исполняется как нота затакта.

Группетто – украшение основного звука группой нот, напоминает опевание. Этот знак может стоять над нотой или между нотами.

Трель – быстрое многократное чередование основного звука с соседним, ступенью выше.

Тремоло – быстрое чередование звуков.

Скэт – заимствованная джазовыми музыкантами из афро-американского фольклора техника т. н. слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не связанных по смыслу слогов или звукосочетаний. В джазе этот приём трансформировался в тип виртуозной импровизации, в которой голос приравнивается к музыкальному инструменту. Иногда такая вокальная манера обозначается также термином «инструментальное пение». Особенно характерна она для стиля боп.

Импровизации в вокале имеет свою специфику. Импровизации выступает в качестве формы творческого процесса сочинения мелодии или её интерпретации в процессе исполнения. Импровизаторы-вокалисты, владеющие техникой скэт, используют принципы инструментальной импровизации. Большую помощь в этом оказывают специальные вокализы.

В эстрадно-джазовой музыке существуют основные приёмы исполнения:

свинговая манера пения, синкопированные ритмические рисунки, рубато, речетативное пение и т.д. Поэтому вокалист должен постепенно овладевать этими приёмами, уметь правильно ритмически построить фразу, слушать разных исполнителей, накапливать музыкальный багаж.