Внутренняя и внешняя артикуляция.

К органам внутренней артикуляции относятся мышцы глотки, мягкое нёбо, корень языка.

Мягкое нёбов пении выполняет роль заслонки, перекрывающей вход в носоглотку. Чистые гласные русского языка не имеют носового оттенка, и, следовательно, произносятся практически с полным перекрытием хода в носоглотку. Неполное прилегание мягкого нёба к стенке глотки ещё не придаёт звучанию носового характера. Ощутимая щель вызывает носовой призвук, а значительная ведёт к гнусавости.

Глотка в пении по ощущению должна быть широкой, свободной. При напряжении глотки звук приобретает зажатый, горловой оттенок. Для достижения «широкой» глотки рекомендуется всё тот же зевок, ощущение «горячей картошки» во рту, сохранение положения вдоха на певческом выдохе. Глотка не имеет специальной расширяющей её мускулатуры. Ширина глотки диктуется положением языка и состоянием её стенок.

Корень языка прикреплён к подъязычной кости, а через неё к гортани. Язык участвует в образовании всех гласных и большинства согласных. Его перемещения в ротоглоточном канале меняют размеры глоточной и ротовой полости. Он делит ротоглоточную полость на две, из которых передняя — ротовая, больше по объему, чем задняя — глоточная. Язык должен быть всегда свободным и мягким. Вопрос рационального положения языка в пении решается индивидуально, исходя из наилучшего качества звука голоса и чистоты произношения гласных.

К органам внешней артикуляции относятся губы, нижняя челюсть, кончик языка.

Губына разных гласных принимают характерное для данного звука положение, на и открывают зубы, на у– вытянуты вперёд. Звуки е, а и о образуются при последовательном всё большем и большем огублении. Губы в пении только в момент зарождения гласного могут принять характерное положение, а затем переходят в стандартную для всех гласных позицию. Сопрано и лёгкие тенора преимущественно пользуются улыбкой. У басов, баритонов и меццо-сопрано губы чаще всего несколько вытянуты. Светлая окраска тембра требует более высокого звучания всех формант, широкого раскрытия рта, улыбки. Тёмные тембры требуют смещения всех формант несколько вниз, что достигается удлинением ротоглоточного канала за счёт вытягивания губ и сужения ими выхода из ротовой полости.

Зажатие нижней челюсти и артикуляционного аппарата относятся к наиболее характерным недостаткам начинающих певцов, поэтому приёмы, связанные с освобождением от этого зажатия, следует всячески рекомендовать. Как временная мера могут быть полезны и широко открытый рот, и работа с зеркалом, и другие приёмы. Но приучать певца к определённой степени открытия рта, вне учёта звучания и субъективного удобства, не следует.