МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
БОМБА-2 | ОТКАЗ ОТ РЕШЕНИЯ ЧИСТО "ВОЕННЫХ" ЗАДАЧ |
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ | ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ |
□ 58-а. Основной. Операция "Бомба-2": широкое, но военное применение результатов, полученных по цели-2. | ■ 58-в. Основной. Продолжение гуманной разработки цели-2. Коррекция работ по цели-3, усиление ее мирной направленности. Умение отказаться от решения задач, которые не соответствуют моральным установкам ТЛ (противоречат идеологии цели-3). |
Пример к 58-в
"В 1949 году, после взрыва атомной бомбы в СССР, перед американскими физиками была поставлена проблема создания водородной бомбы "в пожарном порядке". И вот здесь интересно привести мнение Ферми и Раби, которое они представили как члены Генерального консультативного совета при Комиссии по атомной энергии США:
"Тот факт, что разрушительная мощь этого оружия не имеет границ, делает само его существование и умение его конструировать опасностью для всего человечества. Оно неизбежно при любом подходе является пагубным и дурным делом. По этим причинам мы полагаем важным, чтобы президент США заявил американскому народу и миру, что на основании фундаментальных этических принципов мы считаем неправильным начинать разработку этого оружия".
D Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. М.: Просвещение, 1986. С. 196.
10 Г. Альтщуллер, И Верткий
Как стать гением
МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
БУМАГА-2, МОДИФИКАЦИИ' | ЛИЧНОЕ ВНЕДРЕНИЕ |
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ | ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ |
D 59-а, Основной. Операция "Бумага": признают цель-2 и полученные по ней результаты, намечают широкое внедрение, но... все остается на бумаге. □ 59-6. Усиливающий. Внедрение упрощенных модификаций. Такие модификации, как правило, неработоспособны, зато позволяют плодить новых "авторов". | ■ 59-в. Основной. Не рассчитывая на бумажные заверения, продолжать работу по целям 2 и 3. По мере сил — борьба с модификациями, они дискредитируют полученные ТЛ и всей школой результаты. |
Примечание к 59-6
Появление неинструментальных модификаций с выхолощенной сутью предмета — логическое продолжение операции "Соавторы", как бы ее второй этап. Если на операции "Соавторы" пытались присвоить себе авторство (АРИЗ называли СПРИНТом, комплексным методом, обобщенным алгоритмом и т.п.), то здесь, напротив, всяческие СПРИНТы называют АРИЗом (см. запись текста АРИЗ в учебных материалах ВГКПИ). Появление модификаций, как правило, объясняют интересами потребителей. Слушателям говорят: "АРИЗ слишком сложен (или объемен), вам он будет непонятен, поэтому можно использовать упрощенный (учебный) вариант".
Возможным этот ход становится лишь после начала признания, когда выгодно использовать солидную "трейд марк".
Игра
О Вопр. изобретательства. 1988. N2. С.36.
Пример к 59-6
"Лысенковская наука была проста, как выеденное яйцо. Она не требовала многолетних наблюдений, тонких экспериментов и глубоких размышлений. Усваивалась целиком и сразу. И, главное, без всяких "иностранных" слов — митохондрии, полиплоидия и т.д."
D Известия. 1987. 2 июня.
Пример к 59-6
"Все разновидности АРИЗов, даже если они называются не так, страдают одним недостатком — в них не решено противоречие между эффективностью решения (каждая последующая модификация эффективнее предыдущей) и затратами времени и сил на решение (каждая последующая модификация сложнее предыдущей)".
D Литвин С, Поляков Б. Трамплин в будущее. Пермь: Кн. изд-во, 1987. С.101.
Как стать гением