Индивидуальные особенности мышления
Виды мышления
| Наглядно -действенное | Первичная ступень развития мышления. Характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Свойственно детям раннего возраста, которые мыслят, манипулируя с предметами, раскрывая их сущностные свойства. У взрослых свойственно людям профессий, требующих практического анализа, разнообразного комбинирования и конструирования. Например: инженерам - строителям, архитекторам, дизайнерам и т.д. |
| Наглядно-образное | Схематизация и символическое отражение действительности. Связано с представлением ситуаций и изменениями в них. В образе может бытьзафиксировано одновременное видение предмета с нескольких сторон. Помогает с большой точностью и обобщённостью отражать реальность. Например: при составлении моделей сетевого планирования деятельности, при решении конструкторско-технических заданий. Его развитие происходит в деятельности, характер которой требует оперирования образами разной меры обобщённости, схематического изображения предметов и их символического обозначения. Особенно хорошо проявляется в творчестве. |
| Словесно-логическое | Осуществляется при помощи понятий, логических конструктов, которые не имеют непосредственного чувственного основания, свойственного восприятию и представлению. Функционирует на базе языковых средств. Наиболее поздний этап онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и существуют различные виды обобщений. Например: общие закономерности природы и общества. |
По связи с деятельностью мышление также подразделяется на:
| практическое | постановка целей, выработка планов |
| теоретическое | открытие законов, свойств объектов |
| творческое | 1. продуктивное - создание субъективно-нового продукта. Соотносится с новообразованиями в самой познавательной деятельности по созданию продукта. Новообразования касаются мотивации, целей, смыслов. 2. репродуктивное - воссоздание уже созданного (Например: репродукции картин) |
| интуитивное | характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, минимальной осознанностью. |
| самостоятельность | Характеризуется умением человека ставить новые задачи и разрешить их, не обращаясь к помощи других людей. Зависит от знаний и опыта. | |
| критичность | Появляется в способности человека не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать положительные и негативные аспекты явления или факта, выявить ценное и ошибочное, зависит от знаний и опыта. | |
| гибкость | Проявляется в умении человека быстро менять свои действия при изменении ситуации и освобождаться от зависимости закреплённых предыдущим опытом способов и приёмов решения аналогичных задач. | |
| глубина | Проявляется в умении проникать в суть сложных вопросов, раскрывать причины явлений, утаённые за напластованиями несущественных проявлений, видеть проблему там, где её не замечают другие, предусматривать возможные последствия событий и процессов. | |
| широта | Проявляется вспособности охватить широкий круг вопросов, творческом мышлении в разных отраслях знания и практики. Является показателем эрудированности человека, его разносторонности. | |
| последовательность | Проявляется вумении соблюдать логическую последовательность при высказывании суждений, их обосновании, без изменения темы, без отклонения в сторону, без подмены предмета мышления. | |
| скорость | Способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать правильное решение и принять его. Зависит отзнаний и опыта. |